Фермеры Ленинградской области создадут специальный товарный знак, который позволит отличать их продукцию от продукции из других регионов и крупных предприятий. Ретейлеры считают инициативу своевременной, хотя многие полагают, что от знака продукция "более фермерской" сама по себе не станет.
Ассоциация фермерских и личных подсобных хозяйств Ленинградской области нашла способ вывести своих фермеров в торговые сети. Сейчас объединение разрабатывает фирменный знак, с помощью которого покупатель сможет отличать продукцию фермеров Ленинградской области от продукции из других регионов или стран. По задумке главы ассоциации Михаила Шконды, новый знак позволит покупателю отличить настоящие фермерские товары.
Сейчас на прилавках можно увидеть невероятное множество товаров в названиях которых встречается слово "фермерский", обычно такая продукция значительно дороже продукции крупных производителей. Между тем часто такое мясо и молоко к фермерским хозяйствам имеет мало отношения. "Фермерской продукции на прилавках почти нет, но поскольку она популярна у покупателей, за нее часто выдают любую другую. Как правило, продукция фермеров дороже на 30% массовой и продается в премиальных магазинах", — объясняет Михаил Шконда.
Проявление знаков
Технически получение фирменного знака фермером будет выглядеть следующим образом. Фермерское хозяйство должно пройти бесплатную аккредитацию в Ассоциации, а затем проверку на соответствие статусу фермера и по качеству продукции. После этого он получит одобрение и фирменный лейбл Ассоциации, который подтвердит, что продукт действительно произведен на фермерском хозяйстве Ленинградской области.
Читайте также:
Ретейл
В Петербург возвращаются магазины советского типа
В ассоциации еще продумывают, как осуществить идею технически. "Например, лейбл можно наносить на упаковку либо на стойку в магазине, где будет продаваться продукция этих хозяйств. Кроме того, мы будем работать с ретейлерами, которые хотят подтвердить происхождение товара", — прикидывает Михаил Шконда.
По его словам, сегодня на прилавках города и области не более 0,7% продукции фермеров, а всего в регионе около тысячи таких хозяйств. Потребность петербуржцев в фермерской продукции он оценивает вдвое больше. "Почему фермерские продукты считаются более качественными? Фермы — это небольшие предприятия, на молочных, в частности, содержится не более 300 коров. Поэтому совершенно другой подход к работе с животными: нет борьбы за объемы и задачи выдоить из коровы 100% молока. Отсюда более щадящие условия содержания животных и буквально ручное управление производством", — поясняет он.
Против самозванцев
Сегодня представители малых форм производят 26% от общей валовой продукции сельского хозяйства региона по итогам 2015 года. Проблема в том, что в законодательстве не прописано, что такое фермерское хозяйства и какие к нему предъявляются требования. Это связано с тем, что форматы и размеры фермерства различаются от региона к региону. И если в Ленобласти средний надел на фермерское хозяйство составляет около 10 га земли, то в Краснодарском крае может превышать и 300 га.
Игроки рынка считают, что инициатива ассоциации правильна и крайне своевременна. Выгодно это будет как самим фермерам, так и торговым сетям. Представители областных КФХ называют идею разработать фирменный знак хорошим стимулом и ожидают, что фермерские продукты наконец появятся в магазинах, вытеснив самозванцев. Пока свои молоко и мясо фермеры продают на рынках и ближайшим соседям.
"Если такой знак качества появится, люди увидят, что настоящей фермерской продукции в магазинах по сути-то и нет, производить ее и поставлять в магазины пока выходит слишком дорого, — говорит руководитель фермерского хозяйства "Уварово" Елизавета Цветкова. — Будем надеяться, что инициатива Ассоциации подстегнет инвесторов вкладываться в фермерское производство".
Для ретейлеров увеличение числа фермеров будет только плюсом, спрос на их продукцию у потребителей есть. "Покупатели высоко ценят возможность купить в сетевом магазине фермерский товар, а зонированная выкладка помогает легче ориентироваться в ассортименте", — комментирует Екатерина Куманина, директор по внешним связям ГК "Дикси".
Ожидать, что ретейлеры пустят фермерскую продукцию на полки без своей проверки, не стоит. Так же как и надеяться, что они будут сквозь пальцы смотреть на огрехи в логистике и нестабильное качество. Генеральный директор "СПБФЕРМА" Елена Лукьяненко объясняет: работать с сетями фермерам очень непросто, ни одна крупная сеть не пропустит продукцию в свой магазин без аудита предприятия, который включает множество показателей, недоступных фермеру. В истории с фирменным знаком на первый план встает вопрос — кто возьмет на себя эти затраты и кто будет финансировать всю работу в целом, обращает внимание генеральный директор "Агриконсалт" Андрей Голохвастов. В противном случае для фермеров будут открыты двери небольших либо несетевых магазинов.
Но сотрудничество с фермерами для них однозначно будет конкурентным преимуществом. "Сети, которые увидят перспективы проекта Ассоциации, усилят свои позиции, а те, кто привык работать с федеральным ассортиментом длительного срока хранения, фокусируя свои усилия в низком ценовом сегменте, несомненно окажутся в проигрыше", — резюмирует независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов.
Кто здесь фермер?
В "Интерторге" к разработке "фермерского" знака относятся спокойнее. Наличие или отсутствие специального обозначения не сделает продукт лучше или хуже, "более" или "менее" фермерским, говорит руководитель формата SPAR "ТД Интерторг" Антон Беловецкий. "Если Ассоциации удастся заслужить доверие покупателей путем контроля качества продукции и это не приведет к удорожанию товара, а также не станет инструментом недобросовестной конкурентной борьбы, то я оцениваю эту меру позитивно", — считает топ-менеджер.
"В любом случае, отделить зерна от плевел на этом рынке давно пора. И дело здесь не столько в масштабах сельхозпредприятий. Гораздо опаснее разного рода независимые и никому не подконтрольные фермеры, которые производят свою продукцию в условиях правового вакуума. Сегодня звание фермера совершенно не обязывает не использовать, например, пестициды или гербициды или гормоны роста. Потому что нет четких критериев", — объясняет представитель "Азбуки вкуса" Андрей Голубков.
Четкие критерии определения, что есть фермерская продукция, — основное условие успеха проекта фирменного знака, считает Александр Анфиногенов. По его словам, знак должен наноситься на упаковку, для большей эффективности стоило бы в него интегрировать QR-код, чтобы потребитель мог идентифицировать товар и его принадлежность на сайте Ассоциации. И самой ассоциации есть над чем работать. "Структура, которая выдает документ, должна быть серьезной авторитетной организацией, чтобы потребитель ей доверял, а не думал, что за несколько тысяч рублей она выдаст аккредитацию кому угодно и на что угодно. Такое доверие завоевать нелегко и небыстро", — уверен Андрей Голохвастов.