Министр культуры Владимир Мединский написал некогда целую книгу, чтобы разоблачить миф о российском мздоимстве, а теперь его призывают уволить из-за громкого скандала с хищениями в ведомстве. Странно, что образцовый патриотизм министра почему-то не стал залогом чистоты министерства.
В Петербурге депутаты настаивают на том, чтобы министр культуры Владимир Мединский оставил свой пост. Проект постановления подготовил беспартийный парламентарий Максим Резник, председатель комиссии по науке и культуре и давний нелюбитель Мединского: основаниями для отставки названо не только громкое дело о коррупции в министерстве последних дней, но и череда скандалов, сопровождающая министра культуры чуть ли не с первого дня его назначения на должность.
Повод — это дело о хищениях при реставрации. Началось все с Изборской крепости, начавшей разваливаться сразу после реставрации, затем вопросы возникли к реставрации Новодевичьего монастыря, и так далее. Сам Владимир Мединский в деле напрямую вроде бы не замешан, во всяком случае пока, и всячески открещивается от подчиненных. Но во всех публикациях о хищениях его имя называется через запятую с основными фигурантами во главе с заместителем Григорием Пирумовым. Выясняется, что министр со всеми замешанными в деле подрядчиками был как минимум знаком, открывал их объекты, возглавлял попечительские советы фондов, которые фигурируют в деле, продвигал находящихся под подозрением чиновников.
Можно ли поверить в то, что министр ничего не знал о происходящем у него под носом, или нет — вопрос из разряда вечных. Главным в таких случаях всегда является принцип "не пойман — не вор". Дело ведет ФСБ, так что ему, делу, пока не хватает традиционных в таких случаях ярких штрихов публичности — релизов Следственного комитета и телесюжетов с демонстрацией неправедно нажитых ценностей. Как это было с делом о коррупции в Министерстве обороны, стоившим в итоге кресла Анатолию Сердюкову. То дело в итоге фактически рассыпалось, так что еще неизвестно, плюсом или минусом для Мединского обернется отсутствие таких телесюжетов.
Но коррупция — лишь венец, а причинами депутаты называют все же иное, они в принципе критикуют работу Владимира Мединского. "Сегодня культура России стала местом, где скрещиваются всевозможные пропаганды, легко приживаются различные исторические фальсификации и идеологические спекуляции. Культуре все чаще отводится роль пиар-технологии по обслуживанию ультраконсервативных и охранительных, доведенных до абсурда, идей... пропасть недоверия между культурным сообществом и Министерством культуры увеличилась и стала непреодолимой", — считают они.
Владимир Путин отправил
Анатолия Сердюкова в отставку именно из-за коррупции — "чтобы создать условия для объективного расследования", пояснил президент. И вполне может быть, что и Владимира Мединского постигнет та же участь. А может, и не постигнет, ведь интригой скандала с зятем Виктора Зубкова Сердюковым была его связь с подчиненной Евгенией Васильевой, и злые языки называли это обстоятельство истинной пружиной дела. Никакая критика, с которой экс-глава Минобороны сталкивался при проведении реформ в армии, роли не сыграла. И то, что Мединский — вообще человек-скандал, тоже никакой роли не сыграет.
Владимир Мединский как министр действительно персонаж яркий. Специалист по PR, подался в политику в раннепутинский период, войдя в штаб движения "Отечество — Вся Россия". По духу он принадлежит к той же плеяде, что и скандально известный депутат Евгений Федоров или экс-глава РЖД Владимир Якунин, то есть к патриотам-неопочвенникам с весьма экзотическими взглядами. Достаточно вспомнить внезапное заявление Мединского об имеющейся у русских "лишней хромосоме", которая и объясняет тот факт, что "после всех катастроф... Россия еще сохранилась и развивается". Подобные идеи, скорее всего, — следствие пережитого в 1990-е шока от идейного многообразия, но их носителей отличает небывалое упорство, так что именно такие люди иногда пригождаются государству.
Когда Мединский в 2012 году стал министром культуры (а перед самым истечением депутатских полномочий — главой комитета Госдумы по культуре), он стал первым министром, по сути открыто заявившим, что культура есть дело государственное и от политики не свободное. До него культура была такой сферой, которую пропаганда старалась лишний раз не трогать, но в определенный момент в Кремле, видимо, решили, что больше так продолжаться не может. Чтобы не перечислять всего, что наговорил Владимир Мединский на патриотическую тему, можно привести самое яркое заявление: "Единственное, в чем я не вижу смысла — это снимать фильмы на деньги Министерства культуры, которые оплевывают выбранную власть... Это про тех, кто снимает кино по принципу "Рашка-говняшка". Какой-то государственный мазохизм".
Хотя в связи с хищениями стоит вспомнить еще одно интервью, данное Владимиром Мединским "Комсомольской правде" еще в бытность депутатом, по поводу выхода очередной его книжки из серии "Мифы о России: О русском воровстве и мздоимстве". Мединский разоблачал как раз миф о российском воровстве. "Коррупция у нас есть, это наша болезнь. Но не генетически обусловленная "особенностями национального характера", а заразная, привозная", — обличал автор и долго, с удовольствием рассуждал о том, как лучше всего бороться с коррупцией. Целую книгу написал, чтобы опровергнуть миф о российских взяточниках-чиновниках и разоблачить мировой антироссийский заговор, а тут такой неприятный сюрприз. Заканчивается книга так: "И наконец самое-самое главное. Нужна действительная политическая воля в стремлении побороть коррупцию. Истинная, а не декларативная решительность и беспощадная требовательность власти самой к себе. Кому-то предлагаемые лекарства могут показаться слишком горькими... Но история свидетельствует: иначе не вылечишься, иначе болезнь коррупции приведет страну к гибели".
Оказывается, что коррупция, причем крупная, завелась как-то в ведомстве самого патриотичного министра-охранителя, и это, наверное, должно о чем-то говорить. Это большой удар по идее госпатриотизма — оказывается, что даже если взять и поставить на ответственный пост человека, который очень не любит Запад и очень любит Россию, у него в хозяйстве все равно будут возбуждаться уголовные дела о хищениях, то есть дело в другом.