Театральный критик Дмитрий Циликин — о том, что смотреть на XVI фестивале балета "Мариинский".
Как известно, оперно–балетный театр есть витрина государства, и нужно ли удивляться: что в государстве — то и на сцене. Миновала пора, когда (еще, казалось бы, совсем недавно) в Мариинском театре потчевали премьерой, например, остросовременного сочинения Эвана МакГрегора. Теперь не то: у советских собственная гордость, скрепы и идея чучхе, то бишь опора на собственные силы. Фестиваль 31 марта открывает премьера "Медного всадника".
Много лет ультраконсервативная партия экс–артистов и критиков старой закалки продвигала идею выкопать этот гроб с музыкой (Р. Глиэра) и водворить его на Мариинской сцене. Критика же вменяемая относилась к мысли, что после Баланчина и Форсайта можно кормить труппу и публику этим замшелым сталинским драмбалетом Ростислава Захарова образца 1949 года, разве что как к ночному кошмару. Но время показало: нет такого кошмара, который не сбылся бы наяву. Гальванизацией трупа занимается Юрий Смекалов при участии "хранителей" предыдущего возобновления 1980 года.
В качестве антидота на следующий день можно принять внутрь вечер Дианы Вишневой. Неутомимая труженица и проектантка затеяла его в честь своего педагога Людмилы Ковалевой. В дивертисменте выйдут и другие ее знатные ученицы, в том числе одна из самых заметных выпускниц АРБ им. Вагановой последних лет балерина Большого Ольга Смирнова. А также — любимый партнер Вишневой Владимир Малахов. Во втором отделении Диана покажет сочинение Ханса ван Манена Live, премьеру которого станцевала в ноябре в Москве на своем фестивале "Диана Вишнева. Context".
Одна из традиций фестиваля — приглашенные солисты в текущем репертуаре. Нынче в "Жизели" (4 апреля), "Лебедином (5), "Спящей" (8), "Баядерке" (9) я не обнаружил имен, которые заставили бы, как случалось прежде, настойчиво рекомендовать все бросить и бежать сломя голову в театр. Но, как бы то ни было, всякий предварительно может, спасибо YouTube, составить собственное мнение: кто получил статус этуали Парижской оперы по заслугам, а кто на вырост. Кроме того, некоторые (как, например, Хи Сео из American Ballet Theater или Эван МакКи из Национального балета Канады) у нас и в Москве уже танцевали.
Фестиваль "Мариинский" (как и второй главный фестиваль этого театра — "Звезды белых ночей") не раз привозил разные танцевальные компании, включая и ведущие мировые. На этот раз продукт отечественный, но в импортной хореографической упаковке — трехактный вечер Пермского балета (6 апреля). В нем к английским опять–таки проверенным временем (или траченым молью) мэтрам Фредерику Аштону — "Конькобежцы" и Кеннету Макмиллану — "Зимние грезы" прибавится текст "Когда падал снег" нашего современника Дагласа Ли, уже во второй раз поработавшего специально для пермской труппы.
Еще одна традиция — Мастерская молодых хореографов (7 апреля). Приятно, что участвует Ксения Зверева, неплохо себя показавшая в прошлом году. Жаль, что не будет Владимира Варнавы, показавшего себя совсем хорошо. Зато к мариинским танцсочинителям присоединится Андрей Меркурьев (Большой театр) — артист с умом и вкусом.
Другой обычай фестиваля — демонстрировать сочинения Бенжамина Мильпье. В 2011–м этот франко–американский мужчина поставил в Мариинском театре балетик Without. И он, и прочие его опусы наличие хореографического таланта отнюдь не доказывали, однако руководство Парижской оперы считает иначе: с 2014–го Мильпье возглавляет ее балетную труппу. Образчики его творчества снова включены в программу закрывающего фестиваль гала–концерта (10 апреля), теперь — в совместном исполнении артистов Парижской оперы и Мариинского театра.
В том же гала в "Симфонии до–мажор" Баланчина на сцену выйдет Виктория Терешкина. И это тот случай, когда и вообще–то идиотский лозунг "Поддержи своего производителя" обнаруживает окончательную абсурдность. Лучшая балерина труппы, танцовщица мирового уровня — и хореография российского по происхождению, европейского и американского по формальной принадлежности гения. Что вообще имеет значение, кроме качества?