Социальный блок правительства ополчился на банкиров: зарплаты в финансовой сфере слишком высоки на фоне рынка, и их нужно "пересмотреть", заявила Ольга Голодец. Банкиры в ответ говорят, что не намерены экономить на кадрах, тем более в кризис.
Социальный блок правительства высказал свое возмущение тем, что зарплаты в финансовой сфере непомерно высокие по сравнению с зарплатами в других сферах.
"Некоторые секторы показывают устойчивое превосходство средней заработной платы в разы. Например, в финансовом секторе у нас средняя зарплата за прошлый год составила 69 480 рублей. И это фактически издержки на кредиты, которые сегодня малодоступны и для бизнеса, и для населения", — заявила первый вице-премьер РФ Ольга Голодец. Уровень зарплат в банковском секторе необходимо пересмотреть, заявила она. До этого Ольга Голодец говорила о резком падении доходов россиян в целом и роста количества людей, которые оказались за чертой бедности.
Минфин уже успел отреагировать на заявление вице-премьера. Замминистра финансов Алексей Моисеев заявил, что банки, которые получили государственную поддержку через Агентство по страхованию вкладов (АСВ), уже сейчас обязаны не повышать фонд оплаты труда. При повышении эффективности такие банки могут повысить зарплату отдельным работникам только на фоне сокращения штата. Единственным исключением из этого правила, по словам Моисеева, является ситуация, когда банк участвует в санации другого банка по поручению АСВ.
На частные банки, не получившие поддержку государства, эти требования пока не распространяются. Однако в социальном блоке считают, что необходимо урегулировать зарплаты во всем финансовом секторе. Это вопрос дальнейшего развития экономики, поддержания потребительского спроса и "социального благополучия и развития нашей страны", считает Ольга Голодец. Каким образом представляется возможным регулировать зарплаты в частных банках, она не уточнила.
Согласно
Росстату
, уровень зарплаты в финансовой сфере на порядок выше, чем в среднем по рынку, причем в последние годы разрыв увеличивается. По данным на 2015 год, сотрудник банка в России зарабатывает в 2 раза больше, чем среднестатистический россиянин.
Источник: данные Росстата
В Петербурге средний совокупный доход специалистов по расчетно-кассовым операциям (с учетом бонусов и премий) составляет 35 тыс. рублей, доход ведущих специалистов — чуть больше 40 тыс. рублей. В Москве по аналогичным позициям зарплаты выше — 38 и 50 тыс. рублей соответственно, свидетельствуют данные HeadHunter. У линейных руководителей, отвечающих за банковские (бэк-офис) и кредитные операции, совокупный доход в Петербурге находится на уровне 60-70 тыс. рублей. В Москве такие специалисты зарабатывают порядка 100 тыс. рублей в месяц.
При этом банки готовы сокращать персонал, что они и делают, однако урезать зарплаты своим сотрудникам они не хотят. Согласно опросу, проведенному среди участников проекта "Банк данных заработных плат HeadHunter" в феврале 2016 года, не больше 10% компаний в финансовой сфере планируют сокращать численность штата в этом году, треть рассматривает вариант сокращения социального пакета, причем этот показатель один из самых высоких по сравнению с другими отраслями экономики. Об уменьшении заработной платы участники опроса в этой сфере не заявляли совсем. При этом в феврале прошлого года 17% опрошенных из этой сферы планировали уменьшать оклады в среднем на 10-15%.
Опрошенные представители финансовой сферы объясняют высокий уровень зарплат в секторе дефицитом квалифицированных специалистов. Банкиры говорят, что экономить на кадрах в кризис не собираются, а ограничения уровня зарплат, которые предлагает Ольга Голодец, противоречат устоям рыночной экономики.
"Последнее десятилетие банковский сектор динамично развивался, требуя все больше квалифицированных специалистов, в результате чего возникал дефицит. Именно поэтому на рынке труда сложилась ситуация, когда уровень компенсаций банковских служащих рос стремительными темпами, существенно опережая другие отрасли, — говорит заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин. — При этом сейчас ситуация с кадрами принципиально изменилась: и крупные, и мелкие игроки провели масштабные оптимизации, на рынке оказалось очень много рядовых банковских служащих, что сразу же повлияло на средний уровень компенсаций, который опустился на 15-20%. Но, конечно, некоторые специалисты, наоборот, даже выросли в цене — к примеру, опытные менеджеры по рискованным операциям. Компенсации специалистов, безусловно, влияют на бизнес-модель любой кредитной организации и на стоимость кредитов, но введение каких-либо ограничений по уровню заработных плат для коммерческих банков крайне маловероятно".
"У меня заявление Ольги
Голодец
вызвало противоречивые чувства. Конечно, это полное право государства ограничивать расходы на фонд оплаты труда в тех банках, которые получили государственную поддержку. Здесь речь идет о деньгах государства, так что оно вправе диктовать свои условия. Но когда речь идет о частных банках, которые помощи от государства не получали, то вводить какие-то ограничения со стороны государства, на мой взгляд, недопустимо, и я надеюсь, что до этого дело не дойдет", — говорит эксперт-аналитик MFX Broker Александр Гриченков.
"Уровень зарплат в негосударственном секторе экономики должен определяться не указаниями правительства, а самим рынком труда. Да, средние зарплаты банкиров выше, чем средняя зарплата в целом по стране. Но это не только у нас в России такая ситуация. В развитых странах тоже профессия банковского служащего считается высокооплачиваемой. И это логично. Зачастую от банковского менеджера зависит принятие решений о выдаче кредитов на огромные суммы денег. И если этот менеджер будет сидеть на скромной зарплате, то у него будет очень большой соблазн принимать решения не на основе объективного анализа платежеспособности заемщика, а на основе личной заинтересованности", — добавляет Александр Гриченков.
Более того, снижение зарплат административными методами в банковской сфере не удешевит стоимость кредитов для бизнеса и населения, считает эксперт по инвестициям и защите прав инвесторов, преподаватель Финансового университета Илья Бутурлин. "Вместо того чтобы задействовать инструменты денежно-кредитной политики, правительство занимается популизмом, — возмущен Илья Бутурлин. — Частные банки не подчиняются государству, и директивными методами сократить зарплату невозможно и бессмысленно. Бессмысленно, потому что в случае таких мер доля зарплат в конвертах увеличится. Учитывая текущую ситуацию с санкциями и сокращением кредитных организаций, можно констатировать уменьшение зарплат в секторе и высокую безработицу. Банковская система и так работает на максимумах — мультипликатор денежной массы выше 5, и снижение зарплат банковским работникам не улучшит ситуацию. Нужно не снижать зарплаты, а стимулировать предпринимательскую и потребительскую активность населения".
Введение ограничений зарплат в финансовой сфере — идея не новая, в последний раз она обсуждалась в 2013 году, но дальше обсуждения дело не зашло, напоминает территориальный директор "БКС Премьер" Вадим Исаков. "Прямых эффективных рычагов воздействия на частные банки в этом плане у государства нет. И, на мой взгляд, в России диспропорции в оплате труда по разным отраслям останутся высокими еще долго. Потому что уровень зарплат в той или иной отрасли экономики фактически увязан с ее доходностью. Чем выше прибыльность у компаний в отрасли, тем выше там уровень зарплат. Изменить эту экономическую закономерность искусственным образом в условиях рыночной экономики практически невозможно. Тем не менее в перспективе государство может смягчить и минимизировать диспропорции, постепенно подтягивая зарплаты в бюджетной сфере до уровня доходов в прибыльных отраслях экономики", — прогнозирует Вадим Исаков.