Банк "Санкт-Петербург" планирует инвестировать в fintech-стартапы 1 млрд рублей, первые сделки планируются уже в этом году. Игроки, которые не будут взаимодействовать с подобными сервисами, через 5 лет будут вытеснены с рынка, уверены в банке.
В 2016-2018 годах банк "
Санкт-Петербург
" планирует инвестировать в fintech-стартапы около 1 млрд рублей. Такие вложения предусмотрены в рамках инвестиционной программы на 2016-2018 годы, говорится в презентации банка для аналитиков (есть в распоряжении dp.ru).
В четверг, 24 марта, на заседании наблюдательного совета банка была утверждена стратегия инновационного развития. В целом инвестиционная программа вырастет с 3,9 млрд рублей, которые банк вложил в развитие бизнеса в 2013-2015 годах, до 5-6 млрд рублей, которые будут потрачены в 2016-2018 годах. Из них 54% пойдет на развитие IT-инфраструктуры и электронной среды, а уже четверть от этой суммы будет инвестирована во внедрение fintech-инноваций. В пресс-службе банка это намерение подтвердили.
"В наших планах создание проектного офиса по управлению внедрением fintech-инноваций уже в 2016 году. Наш приоритет — построение digital-банка будущего", — заявил по итогам заседания глава набсовета и бенефициар банка "Санкт-Петербург" Александр Савельев.
Дирекция, которая будет заниматься инвестициями в технологические компании, создана в банке в конце 2015 года, рассказал член состава наблюдательного совета банка "Санкт-Петербург" Алексей Германович. "Банк ищет в том числе и fintech-стартапы, которые были бы комплиментарны бизнесу банка, например, смогут сделать наш онлайн-банкинг еще более "user friendly". В качестве примеров можно назвать планировщики личных финансов, сервисы, которые помогут клиентам легко проводить транзакции за оплату билетов, связи и т. п. Списки таких компаний, которые интересуют банк, уже есть, с ними ведутся переговоры. До конца года, по моему мнению, банк может проинвестировать пару или несколько подобных стартапов", — рассчитывает он. С какими именно стартапами ведутся переговоры, банк пока не раскрывает.
"Притом что сегодня по объемам активов банк находится на 17-м месте в стране, мы ставим перед собой задачу к 2020 году войти в топ-5 банков в электронной среде. На мой взгляд, "уберизация" в банковской сфере будет происходить так же быстро, как и в других отраслях. По многим прогнозам, финансовые сервисы, которые сейчас только начинают свое развитие, могут занять до половины банковского рынка в перспективе. Банки, которые проигнорируют этот тренд, не смогут найти формы взаимодействия с fintech-стартапами, будут вытеснены с рынка. На мой взгляд, уже через 5 лет на рынке останутся только те банки, которые нашли форму взаимодействия с такими сервисами: стали их контролирующими или миноритарными акционерами либо внутри самих себя вырастили такого рода компании", — прогнозирует Алексей Германович.
Спектр специализации fintech-проектов очень широк — от онлайн- и мобильных приложений до сфер трейдинга, обмена валют, управления личными финансами. Есть два основных вида продуктов на базе fintech: первый обеспечивает софт и услуги финансовым сервисам, то есть использует модель B2B, а второй ориентирован на конечного потребителя, то есть охватывает рынок B2С. Именно второй вид финансовых сервисов, согласно прогнозам, может составить конкуренцию банкам в ближайшем будущем. К примеру, в исследовании консалтинговой фирмы Accenture "Banking 2020 report" прогнозируется, что небанковские игроки, а именно подобные финансовые сервисы, заберут у банков треть доходов к 2020 году.
Быстрее всего такие сервисы развиваются в США, там на данный момент возникло много подобных продуктов. Многие российские банки уже начали сотрудничество с fintech-стартапами. Так, партнерами платежного сервиса Ubank, который помогает оплачивать телефон, Интернет и другие услуги, являются Райффайзенбанк и Банк Москвы, мобильный терминал LifePay (один из аналогов американского Square), который позволяет принимать платежи с банковских карт при помощи смартфона, изначально использовался клиентами группы "Лайф", но в 2013 году вышел на внешний рынок. Сейчас партнерами сервиса являются группа "Открытие" (в частности, банк "Точка"), Промсвязьбанк, Бинбанк, Модульбанк. БКС Банк в конце 2015 года запустил сервис онлайн-покупки доллара или евро по курсу на основе текущих биржевых котировок с доставкой конвертированных средств на дом на бесплатной дебетовой карте. Технологии fintech используют и микрофинансовые организации, к примеру первый российский онлайн-сервис выдачи микрозаймов Moneyman.
"Банки с интересом и любопытством смотрят на идеи fintech-стартапов, и иногда результатом взаимодействия становятся неплохие совместные решения, например "БКС Брокер". Но в целом примеров сотрудничества банков и fintech-стартапов пока не так много. Эта проблема поднималась, в частности, на форуме FinNext2016. Зато число стартапов, которые в рамках мероприятия искали себе спонсоров, было рекордным, — рассказывает заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank, R-Style Softlab, Максим Болышев. "На мой взгляд, это не конкуренция, а форма взаимовыгодного сотрудничества", — добавляет он.
Общая сумма инвестиций в fintech-стартапы в России в 2015 году, как оценили "БКС Премьер", составила порядка $100-120 млн, а в общемировом объеме инвестиций в fintech-стартапы доля России составляет менее 1%. С другой стороны, в 2012 российские компании вложили в финансовые технологии вложили примерно $12 млн, то есть за три-четыре года, объем инвестиций в fintech в России вырос в 8-10 раз, говорят в БКС. "Основная часть эти инвестиций приходится на следующие направления fintech-индустрии — удаленное предоставление продуктов клиентам в digital-каналах, платежные системы, площадки по кредитованию, кибербезопасность, а также Bigdata, управление персональными финансами и биометрическая идентификация. Если говорить именно о банках, то удаленное предоставление продуктов и удаленные сервисы — наиболее активно развивающееся направление", — считает территориальный директор "БКС Премьер" Вадим Исаков.
Крупные игроки, такие как
Сбербанк, Альфа-Банк, Банк Тинькофф, уже создали дочерние подразделения со схожими целями, другие участники рынка либо последуют их примеру, либо начнут сотрудничество с отдельными компаниями и стартапами: это уже зависит от возможностей бюджета, считает архитектор CRM-решений компании Navicon Илья Народицкий. "В последнее время даже появляются идеи о том, как банку стать организацией нового типа: не просто продавать клиентам те или иные услуги, а помогать сформировать определенный образ жизни, — добавляет Илья Народицкий. — На мой взгляд, это одна из самых интересных идей, реализация которой возможна с распространением технологий обработки больших данных, геолокации, интеграции с носимыми гаджетами и т.п. Например, инструменты работы с большими данными позволяют нам отслеживать финансовые привычки клиента, на основании которых возможно предлагать пути оптимизации его бюджета".