Гендиректор ТГК–1 Алексей Барвинок пока не дождался от Смольного утвержденного плана действий по ликвидации долгов принадлежащих городу управляющих компаний.
11:0205 апреля 201611:02
1937просмотров
11:0205 апреля 2016
Разгорается конфликт между Смольным и ТГК–1. Город не хочет гасить долги своих УК (4,38 млрд рублей) перед ТГК–1 и менять невыгодную для монополиста тарифную политику. Этот спор грозит петербуржцам проблемами с теплоснабжением.
Между
Смольным
и ОАО "ТГК–1" разгорается нешуточный конфликт. Поводов для него минимум два. Первый — неисполнение городом договоренности с "Газпромом" (через "Газпром энергохолдинг" владеет 51,79% ТГК–1) о компенсации долгов за теплоснабжение, которые накопили принадлежащие Петербургу управляющие компании (УК). Сумма долга перед ТГК–1 и "Петербургтеплоэнерго" (также входит в "Газпром") — не менее 4,38 млрд рублей. Второй повод — тарифная политика Смольного, из–за которой, как утверждают в ТГК–1, компания в 2016 году недополучит 2,7 млрд рублей прибыли.
Обе стороны не собираются отступать от своих позиций. Это грозит петербуржцам проблемами с теплоснабжением.
Город пошел в отказ
О компенсации долгов УК за счет бюджета Петербурга "Газпром" и Смольный договорились 25 декабря 2015 года. К 1 апреля Смольный должен был составить план ликвидации уже существующих долгов и предложения по предотвращению образования новых. Речь идет о долгах, которые накопили примерно 40 компаний, большинство из них называются "Жилкомсервисы" (ЖКС). Они закреплены за жилыми домами в зависимости от районов города. ЖКС на 20% принадлежат городу, еще на 80% — ООО "ЖКС № 2 Московского района", которым на 100% владеет Петербург.
Просроченный долг потребителей в сфере ЖКХ перед газпромовскими поставщиками — около 7,3 млрд рублей. По данным начальника департамента по сбыту тепловой энергии ТГК–1 Сергея Лапина, из них более 60% приходится на УК, подконтрольные городу. В ТГК–1 ситуацию не комментируют, сегодня руководство компании расскажет о конфликте на пресс–конференции. По данным "ДП", план погашения долга Смольный не утвердил. "Город не может определиться, как быть с долгами ЖКС перед остальными монополистами. Если платить ТГК–1, другие тоже предъявят претензии. А совокупный долг УК перед монополистами — 16 млрд рублей", — говорит источник, знакомый с ситуацией.
Вице–губернатор
Игорь Албин
не ответил на запрос "ДП". Ранее он говорил, что город не может погасить долг, так как это противоречит Бюджетному кодексу.
Ошибка в прогнозе
Набирает обороты и другой коммунальный скандал. ТГК–1 утверждает, что из–за некорректной тарифной политики Смольного компания в этом году недополучит 2,7 млрд рублей прибыли. По версии ТГК–1, комитет по тарифам (КТ) Петербурга неверно рассчитал величину валовой выручки компании на 2016–2018 годы. Этот показатель учитывается при расчете тарифов. Реальная выручка будет меньше предусмотренной Смольным, считают в ТГК–1. В итоге снизится прибыль компании.
В КТ сообщили, что сочли расчеты ТГК–1 экономически не обоснованными. Причина — в применении разных методик расчета затрат на топливо на ТЭЦ для производства тепловой и электрической энергии. Традиционно в России эти затраты принято рассчитывать с применением условного коэффициента. Этот метод некорректен, говорят в ТГК–1, потому что для каждого объекта генерации эти затраты разные. В 2015 году монополист заявил, что будет применять в Петербурге так называемый физический метод, учитывающий особенности каждой ТЭЦ.
Смольный против этого нововведения, комментируют в КТ. Оно приведет к значительному росту тарифов ТГК–1. А поскольку повышение платы за коммунальные услуги для населения ограничено (на 2016 год — не более 6,5%), то разницу пришлось бы компенсировать бюджету.
ТГК–1 пожаловалась на Смольный в управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу (УФАС) и в Минэнерго. В министерстве считают возможным переход расчетов ТГК–1 на физический метод. УФАС не прокомментировало запрос "ДП" на этот счет.
Тариф всегда занижают
Монополисты не первый раз предъявляют претензии к тарифной политике Смольного. В 2015 году "Ленэнерго" заявляло, что именно из–за неверных расчетов чиновников компания недополучила в 2011–2014 годах 12 млрд рублей прибыли. "По факту компания получает значительно меньшую выручку, чем та, которую посчитал регулятор", — пояснял в марте 2015 года экс–глава "Ленэнерго" Василий Никонов.
В Петербургской сбытовой компании сообщили: "Не всегда тарифные заявки ресурсоснабжающих организаций удовлетворяются в полном объеме, не все расходы признаются экономически обоснованными". Но ПСК относится к этому с пониманием и старается снизить собственные издержки, чтобы повысить прибыль, добавили в компании.
По словам первого заместителя гендиректора ГУП "ТЭК" Александра Шаньгина, тариф занижался годами. Так, на реконструкцию и модернизацию сетей предусматривалась сумма меньше, чем требовалось. А убытки, которые возникали из–за этого у монополистов, покрывались из бюджета или за счет кредитов. "Если бы в 2008–2010 годах рост тарифа соответствовал норме, сейчас не пришлось бы его увеличивать на 15,4%. Он вырос бы не более чем на значение индекса потребительских цен. Тариф долгое время искусственно сдерживали, а сейчас не знают, что делать", — говорит Александр Шаньгин.
ТГК–1 не раз предупреждала, что может ограничить теплоснабжение потребителей из–за действий Смольного. По подсчетам компании, из–за недофинансирования сетей этой зимой аварийность на них выросла на 24%.
Впрочем, чиновники традиционно возвращают упреки монополисту, обвиняя его в том, что он никогда не выделял необходимого объема средств для принадлежащей ему на 75% компании "Теплосеть СПб" (остальные 25% — у Смольного). Что и привело, по мнению властей, к росту аварийности.