В городе активно развиваются сети прилавочного формата. По мнению экспертов, магазины, где под одной крышей работают несколько индивидуальных предпринимателей, перспективны, но играют с остальными не на равных.
На фоне развития цивилизованной розницы формата самообслуживания в Петербурге набирает обороты новый (а скорее хорошо забытый старый) формат торговли. В столице ретейла с осени 2015 года появилось несколько сетей магазинов прилавочной торговли.
Как объединение индивидуальных предпринимателей они имеют ряд поблажек и преимуществ, которые при прочих равных другим ретейлерам недоступны.
Ренессанс прилавков
Новые игроки петербургского ретейла — сети "Народный фермер" (девять магазинов), "Удачный" (14) и "Ферма" (шесть точек) планируют в 2016 году и дальше открываться. "Удачный" развивает свое колбасное производство и строит амбициозные планы на 30 точек и франшизу, "Ферма" откроет еще минимум два магазина.
Формат этих сетей напоминает классический советский гастроном: под одной крышей на площади 200 м2 стоят несколько прилавков отдельных продавцов. За каждый отдел мясной, молочной и овощной продукции отвечает отдельный индивидуальный предприниматель, а координирует их работу одна компания. Руководитель сети арендует помещения, а далее ищет субарендаторов, которые и занимаются торговлей по своим продовольственным направлениям. В случае "Фермы" к привычным молочке и овощам руководители добавили отделы с пивом и табаком. Каждый такой отдел — отдельное ИП.
Магазины этой тройки игроков рынка можно найти в густонаселенных спальных районах Петербурга. Площадь их очень различна: "Ферма" ищет помещения 100 м2, "Удачный" — от 200 до 600 м2 стоимостью в среднем 1,2 тыс. рублей за 1 м2. Для "Народного фермера" интересны площади от 300 до 800 м2 с витринными окнами и бюджетом до 800 тыс. рублей, согласно данным АРИН. Как делится Александр Азаров, совладелец ООО "Сити" (сеть "Удачный"), инвестиции в один его магазин составляют 3,5 млн рублей, наценка на товары варьируется от 2 до 25%.
В борьбе за покупателя
Пока говорить о серьезной конкуренции рано: доля объединяющих ИП сетей в общем объеме рынка розницы — меньше 1%, оценивает Александр Мышинский, генеральный директор ГК "Реал". Предприниматели развивают бизнес на падающем рынке: даже продовольственный ретейл сейчас переживает нелегкие времена. По итогам прошлого года оборот торговли в городе снизился на 12,2%, до 1 трлн рублей, розничной торговли продовольствием — на 9,3%, до 381,8 трлн рублей.
У игроков рынка есть некоторые вопросы к этому формату: используя преференции малого бизнеса, эти сети развиваются по схеме крупных компаний.
Как сетует Александр Мышинский, в свете последних законодательных ограничений для розницы и желания государства зарегламентировать этот бизнес такие магазины имеют уж слишком большие преимущества перед более крупным ретейлом.
Как объясняют участники рынка, так как эти сетевики просто объединяют нескольких ИП, они платят минимальные налоги, не ставят в магазинах кассовые аппараты, на них не распространяются требования ряда надзорных органов и они располагают большим количеством наличных средств, что экономит им расходы на финансовые услуги.
Нашли нишу
Проекты "Удачный" и "Народный фермер" создали предприниматели с солидным опытом в рознице такого рода. Михаил Вихров из "Народного фермера" вместе с Александром Азаровым развивали петербургскую сеть магазинов "Фермер", позднее они ушли в собственный бизнес.
Предприниматели считают этот формат удачным, а свое отличие от привычного магазина самообслуживания федеральных компаний называют конкурентным преимуществом.
На полки магазинов прилавочного формата попадают поставщики, которым не удается договориться с федеральными сетями. Сеть "Удачный" заверяет об отсутствии входных платежей и ретробонусов. Таким образом, первый бонус для предпринимателей — отличие ассортимента от классических розничных универсамов.
Другой аспект успеха — скорее эмоциональный. Как считают игроки рынка, советский формат гастронома — приятная и привычная для петербургских пенсионеров форма покупок. Поэтому такие магазины будут близки людям старшего поколения, которые заинтересованы не просто прийти и купить товар, а еще и пообщаться с продавцами.
В целом участники рынка считают прилавочный формат вполне жизнеспособной формой торговли. Несмотря на то что не весь ассортимент таких магазинов можно отнести к низкому ценовому сегменту, даже в кризис качество и свежесть продуктов делают эту бизнес–модель успешной. Новоявленные ретейлеры разглядели пустующую нишу продукции небольших сельхозпроизводителей, а также моду на импортозамещение и поддержку малого бизнеса.
По мнению Александра Анфиногенова, независимого эксперта FMCG–рынка, сети магазинов с несколькими отделами под одной крышей вполне могут стать долгосрочной историей в ретейле. "Продукты долгого срока хранения, с которыми работают федеральные сети, уйдут в интернет–продажи, а аутентичная продукция локальных, небольших производителей будет всегда востребована через небольшие магазины с прилавочной торговлей", — прогнозирует эксперт.
"Это очень хороший ответ со стороны ретейла на желание покупателей приобретать продукцию местных поставщиков и фермеров", — согласен Михаил Бурмистров, генеральный директор агентства "INFOLine–Аналитика".
Среди ключевых рисков прилавочного формата — нестабильность качества продукции. Если у покупателя появится недовольство от покупки у одного из продавцов–арендаторов, мнение сложится обо всем магазине в целом, ведь покупатель будет воспринимать его как обычный магазин, у которого один торговый оператор, говорят в "INFOLine–Аналитике".