За I квартал 2016 года интерес к специалистам со знанием китайского языка в Петербурге вырос на четверть. Сейчас таких сотрудников ищут ДЛТ и Adidas group. А эксперты утверждают, что потребность в кадрах, владеющих китайским, будет увеличиваться.
Так называемый разворот на Восток уже в прошлом году принес свои плоды — в Петербург, Москву и города Дальнего Востока хлынули толпы туристов из Китая. Чтобы справиться с этим наплывом, многим гостиницам, турфирмам и даже ресторанам пришлось перевести на китайский язык брошюры и меню или как минимум задуматься над тем, чтобы сделать это в нынешнем сезоне. Подстраивать свою работу под интересы посетителей из Китая пришлось не только компаниям, напрямую связанным с туризмом. Например, уже в этом году ДЛТ обратился к покупателям из Поднебесной на их родном языке, разместив рекламный баннер на китайском.
Теперь же компании всерьез задумываются над тем, чтобы пойти дальше и взять на работу специалистов, владеющих китайским языком. Сейчас петербургские работодатели активно ищут таких сотрудников. Говорить об ажиотажном спросе на специалистов со знанием китайского пока рано, но, как утверждают эксперты, в перспективе интерес к таким кандидатам будет только расти.
Поиск в угоду клиентам
Руководитель пресс-службы
HeadHunter Северо-Запад Екатерина Скляренко рассказывает, что количество вакансий с требованием владения китайским языком в I квартале текущего года на 25% превышает показатели 2015 и 2014 годов. За 3 месяца 2016 года на портале hh.ru появилось 60 вакансий с запросом на знание кандидатами китайского языка. Спрос на специалистов со знанием английского, конечно, больше в сотни раз. А вот количество запросов на сотрудников со знанием испанского почти не отличается от числа вакансий для специалистов с китайским.
В компании HeadHunter отмечают, что в этом году в топе вакансий для сотрудников со знанием китайского появились сферы продаж и туризма. Екатерина Скляренко объясняет, что это говорит о востребованности как линейного персонала в торговые сети (как правило, сегмента люкс), так и гидов-переводчиков.
Дарья Шурыгина, ведущий аналитик рекрутингового портала Superjob.ru, также подтверждает тот факт, что некоторые розничные сети сейчас привлекают на работу продавцов-консультантов со знанием китайского языка, и объясняет, что большая часть таких вакансий сосредоточена в Петербурге, Москве и на Дальнем Востоке.
Например, сотрудников со знанием китайского в Петербурге сейчас ищут ДЛТ и Adidas group, обе компании объявили о поиске продавца-консультанта. В ДЛТ объяснили, что, отметив возросший интерес со стороны туристов, в том числе и из Китая, приняли решение привлечь специалистов, которые могли бы сделать посещение универмага для китайских туристов более приятным. В Adidas group вопрос о том, зачем им нужен специалист со знанием китайского, пока оставили без ответа.
Китайский ассистент
Кроме того, специалисты со знанием китайского языка востребованы в таких сферах, как транспорт, административный персонал и закупки. И если раньше владение китайским языком указывалось как пожелание и подобный навык кандидатам предлагали заменить знанием английского, то сейчас работодатели все чаще указывают владение китайским в качестве обязательного условия.
Главный специалист по развитию кадрового агентства "Арт-рекрутинг" Лариса Арзуманян рассказывает, как занималась поиском кандидата на должность ассистента руководителя представительства китайской компании в Петербурге. Несмотря на то что сам руководитель прекрасно говорил по-английски, от будущего сотрудника требовалось обязательное знание китайского.
Дарья Шурыгина объясняет, что большая часть вакансий с требованием знания китайского поступает от компаний, поддерживающих коммерческие связи с китайскими партнерами: чаще всего это торгово-производственные компании и игроки логистического рынка. Им требуются менеджеры по закупкам, внешне-экономической деятельности, организации международных перевозок, а также бренд-менеджеры и менеджеры по маркетингу.
"Предполагая расширение экономического и культурного взаимодействия с Китаем, можно прогнозировать рост востребованности специалистов, владеющих китайским языком, и прежде всего в тех сферах, которые были указаны выше. Но в настоящее время соискателей, владеющих китайским языком, больше, чем вакансий с таким требованием", — говорит она.
Ради занятости
В свою очередь, и сами петербуржцы теперь чаще интересуются изучением китайского языка не из праздного любопытства, а ради конкретных целей. Например, для того, чтобы соответствовать новым требованиям на уже занимаемой должности или сменить сферу деятельности.
Представитель центра китайского языка "Иероглиф" Екатерина Кондратьева объясняет, что за последний год существенно изменился средний возраст изучающих язык. Если раньше китайским в основном интересовалась молодежь, то теперь это взрослые люди. Она также отмечает, что с 10-15 до 40% возросло количество тех, кто изучает язык именно из-за того, что такие знания необходимы для работы.
Нередко инициатива обучить сотрудников китайскому языку принадлежит и самому работодателю. Как отмечает Екатерина Кондратьева, корпоративным обучением, как правило, интересуются российские компании, сотрудничающие с Китаем.