В I квартале число выданных автокредитов в Петербурге выросло на 71%. На фоне провала в 2015-м рост выглядит внушительно, но до докризисных показателей рынку еще далеко. Банки, свернувшие автокредитование, возвращаться на этот рынок не торопятся.
Количество выданных в Петербурге автокредитов в I квартале выросло на 71% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по этому показателю рынок автокредитования в Петербурге восстанавливается быстрее, чем в целом по стране: количество купленных в кредит автомобилей в I квартале в России выросло на 66%, свидетельствуют данные НБКИ и "Автостата".
В Петербурге в I квартале было продано 18,4 тыс. автомобилей, и 7,4 тыс. из них, то есть 40,3%, было куплено в кредит. В целом по стране доля кредитных продаж составила 37,3% от общих продаж (100,1 тыс. из 268,2 тыс. куплены в кредит). При этом по сравнению с I кварталом 2015 года доля автомобилей, купленных в кредит, резко выросла (по РФ — с 22 до 37,3%), но в то же время наблюдается спад в сравнении с IV кварталом 2015 года (с 38,6 до 37,3%).
Внушительный рост выдач автокредитов в России и, в частности, в Петербурге объясняется так называемым эффектом низкой базы, а именно — масштабным падением этого сегмента кредитования в прошлом году. Именно на I квартал 2015 года пришелся основной спад кредитования из-за роста процентных ставок и резкого сокращения реальных доходов населения. Причинами также стали ужесточение требований банков к заемщикам и рост цен на автомобили в связи с падением рубля. Многие банки были вынуждены приостановить выдачу автокредитов или же свернуть работу в этом сегменте по максимуму.
Кредитная дилемма
Рост кредитных продаж в общем объеме рынка по сравнению с прошлым годом в НБКИ и "Автостате" объясняют в том числе введением программы субсидирования ставок по автокредитам. Доля машин, купленных в кредит, почти в 2 раза выше, чем год назад, госпрограмма оказала поддержку всей автомобильной отрасли, отметил исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. Сокращение доли кредитных продаж по сравнению с концом 2015 года подтверждает данные НАФИ о снижении интереса россиян к автокредитам, опубликованные ранее. По данным НАФИ, доля потенциальных покупателей, которые рассчитывают купить машину не в кредит, а за свои собственные средства, выросла с 27% в 2014 году до 73% в 2016-м.
Источник: НБКИ и "Автостат"
В то же время, по словам автодилеров, число машин, продаваемых в кредит, осталось на прежнем уровне. "В первые 3 месяца этого года около 45-50% машин мы продали в кредит, — говорит Алексей Николаев, директор группы компаний "Авто Премиум". — И этот показатель остался на прежнем уровне: не вырос и не снизился".
В группе компаний "Аларм-Моторс" такой прирост автокредитования связывают с эффектом низкой базы. "В прошлом году федеральная программа субсидирования кредитной ставки начала работать только в апреле, — говорит генеральный директор Роман Слуцкий. — Таким образом, прирост доли кредитных продаж в I квартале в сравнении с аналогичным периодом прошлого года можно объяснить низким показателями в 2015 году. В целом доля проданных в кредит машин в общем объеме по моделям, имеющим российскую прописку, держится в Петербурге на уровне 40-50%".
Локальный рост
Более высокая динамика автокредитования в Петербурге, по мнению экспертов, на фоне рынка тоже имеет свои основания. "В начале прошлого года из-за падения рубля определенная часть машин в Петербурге покупалась гражданами Белоруссии или для реализации в этой стране, соответственно, покупки осуществлялись без привлечения кредитных средств. Вторая причина — на фоне падающей национальной валюты покупатели стремились приобрести машины сразу, выплатив полную сумму, не увеличивая срок покупки за счет кредита. Можно сказать, что это была минимизация рисков. Третья причина — это старт государственной программы льготного автокредитования в прошлом году со II квартала. В этом году она работала с первого месяца", — рассуждает генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин.
"Средний доход населения в Петербурге в целом больше, поэтому возможность менять автомобиль у людей, соответственно, также появляется чаще", — отмечает директор центра автокредитования "ВТБ 24" в Петербурге Даниил Макаршин. В то же время о полноценном восстановлении пока говорить нельзя, добавляет он.
"Начало II квартала пока не показывает существенного роста динамики относительно прошлого года, люди ввиду нестабильной экономической ситуации все-таки в большинстве своем не торопятся менять свой автомобиль. Мы закладываем рост продаж автокредитов на уровне не более 30% относительно прошлого года. Решающими факторами тут будут экономическая ситуация на рынке и укрепление/ослабление рубля. Также, безусловно, рассчитываем на сохранение государственной поддержки до конца года и обновление модельного ряда популярных марок автомобилей", — рассказал Даниил Макаршин.
Банки возвращаться не спешат
"Уже в течение 2016 года темп, скорее всего, значительно снизится, но должен остаться двузначным. При двух-трех снижениях ставок Центральным банком в этом году и стабилизации курса рубля в рамках текущих уровней темп прироста автокредитования в 15-20% выглядит оптимальным", — прогнозирует финансовый аналитик ИК "Доходъ" Владимир Киселев.
Несмотря на рост по сравнению с провальным 2015 годом и оптимистичные прогнозы, игроки, которые ушли с рынка автокредитования в прошлом году, возвращаться на него не спешат.
"Райффайзенбанк прекратил выдачу кредитов на покупку автомобилей в конце марта 2015 года. Такое решение было связано с негативными трендами на рынке автокредитования. Мы сделали сознательный выбор в пользу более перспективных с точки зрения доходности и развития направлений бизнеса — кредитных карт и ипотеки, а также пассивных продуктов (депозитов и пакетов услуг). И экономических оснований для возвращения в этот бизнес-сегмент пока нет", — говорит директор Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка Андрей Почеснев.
"Специфика работы с автодилерами такова, что заморозить партнерские взаимоотношения без существенной потери доли рынка в будущем не представляется возможным. Более того, по мнению аналитиков PricewaterhouseCoopers, продажи автомобилей возможно смогут выйти на докризисный уровень лишь через 4 года", — добавляет он.