В России набирает популярность сервис call-трекинга — анализ эффективности интернет-рекламы путем учета звонков. По оценкам специалистов, объем этого рынка в РФ составит в 2016 году 800 млн рублей, но через 2 года он вырастет до 8 млрд рублей.
Call-трекинг — это инструмент для измерения эффективности рекламы (контекстной, медийной), в основе которого лежит анализ телефонных звонков клиентов.
Есть статический и динамический call-трекинг. В статическом один телефонный номер продавца привязывается к конкретному рекламному каналу. В зависимости от того, на какой номер поступает звонок покупателя, можно сказать, пришел ли он, скажем, с "Яндекс.Директ" или Google AdWords.
Динамический call-трекинг — когда телефонный номер временно закреплен за посетителем сайта. То есть только он видит данный номер во время своей сессии на интернет-портале. Это дает возможность детально анализировать аудиторию.
Исследование по собственным данным Comagic.ru:
Читайте также:
Бизнес
Как найти своих офлайновых клиентов в онлайне
Свести разные миры
"Call-трекинг — технология, которая позволяет сопоставить офлайн- и онлайн-миры: то есть обычный телефонный звонок с сессией пользователя в Интернете, — объясняет Иван Шкиря, генеральный директор Callibri. — В сессии пользователя зашита вся необходимая для аналитики информация о посетителе: с какой рекламной кампании пришел, из какого региона, что делал, что искал и т. д.". Формально call-трекинг был изобретен в США, говорят участники рынка, однако российские разработки осуществлялись независимо.
"Технологий call-трекинга много, патентов нет, как и основного игрока на международном рынке", — поясняет Иван Шкиря.
"Российский рынок call-трекинга занимают отечественные компании (Calltouch, Callibri, Comagic, CallTracking, PrimeGate и др. — Ред.), единственный из известных иностранных игроков — украинский RingoStat, — говорит Кирилл Писцов, руководитель CallTracking.ru. — Также российские call-трекинг-системы не работают на Западе: это связано в том числе с необходимостью получать лицензию оператора связи либо осуществлять звонки по SIP (интернет-каналам), что ухудшит качество связи".
А был ли бум
Объем российского рынка услуг call-трекинга в 2016 году составит 800 млн рублей, оценивает Артем Султанов, глава системы сквозной аналитики PrimeGate.io.
Зато Михаил Федоринин, владелец сервиса Calltouch, считает, что рынок call-трекинга уже к 2018 году будет около 8 млрд рублей. "Рост интереса к call-трекингу напрямую связан с ростом контекстной рекламы, — говорит он. — В 2016 году рынок контекста сравняется по оборотам с рынком телевизионной рекламы. Но считают эффективность контекста от силы 5% рынка. Спрос на call-трекинг увеличивается. В 2013 году мы заработали 5 млн рублей, в 2014 году — 50 млн, в 2015 году — около 150 млн".
У участников рынка на удивление разные представления о том, в какой стадии он находится.
"Бум не произошел пока, — уверен Михаил Денисов, основатель alloka.ru. — Сейчас это 4-5% потенциального рынка. Бум будет, когда 10% перевалим".
"Бум call-трекинга пришелся на 2015 год, сейчас эта услуга прочно закрепилась на рынке", — полагает Кирилл Писцов.
А Иван Шкиря считает, что бум call-трекинга прошел: "Сервисы, делающие ставку лишь на call-трекинг, недальновидны и скоро или умрут, или будут перестраиваться. Мы занимаемся лид-менеджментом — полным управлением всеми обращениями потенциальных клиентов".