Партнер CLC Марина Горлачева о том, как обойти офшорные схемы "Энергокапитала".
Одно из наиболее резонансных банкротных дел, рассматриваемых в настоящее время Арбитражным судом Петербурга и Ленобласти, — дело о несостоятельности инвестиционной компании "Энергокапитал", одного из крупнейших брокеров Северо–Западного региона и старейшего участника рынка ценных бумаг, действовавшего более 20 лет. Помимо специального регулирования процедуры банкротства брокера имеется еще ряд обстоятельств, которые выделяют это дело среди ряда других: количество потерпевших кредиторов–инвесторов, объем требований и потенциальная возможность их погашения с учетом активов должника и, конечно же, анализ действий должностных лиц должника, чтобы выявить, не они ли привели к его несостоятельности.
Следует отметить, что в управлении "Энергокапитала" находились тысячи акций различных российских компаний, включая "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "Ростелеком", Сбербанк, "Транснефть", "Норильский никель" и другие крупные компании, в том числе с государственным участием.
Банкротству брокера предшествовало аннулирование Центробанком лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. При этом в качестве оснований для аннулирования лицензий регулятор указал на манипулирование рынком ценных бумаг путем искусственного завышения объема торгов акциями "Ленэнерго". Но мне представляется, что не только эта причина привела к банкротству. Ведь такое манипулирование рынком было допущено не только с акциями "Ленэнерго", но и с бумагами других эмитентов, принадлежавшими сотням физических и юридических лиц.
Поручения клиентов на перевод ценных бумаг в другие организации, данные брокеру после аннулирования лицензии, им не были исполнены. Более того, бумаги просто исчезли с его счетов!
При этом руководство "Энергокапитала" факт исчезновения акций со счетов клиентов не признает, продолжая при этом уклоняться от исполнения поручений, данных в рамках договоров брокерского обслуживания.
Значительный объем вложений был утрачен инвесторами в результате реализации схемы с участием офшорных фирм, операции с которыми также были предметом внимания и анализа ЦБ. При этом механизм договорных отношений с инвесторами был построен таким образом, чтобы исключить сам "Энергокапитал" из цепочки отношений между клиентом и офшорами, в результате чего для многих инвесторов теперь затруднена защита их прав в рамках дела о банкротстве, поскольку, по мнению временного управляющего ЗАО "ИК "Энергокапитал", требования инвесторов, связанные с договорами займа ценных бумаг, должны предъявляться не к брокеру, а к офшору.
И мы понимаем, что в действующем законодательстве и в судебной практике нет механизмов защиты инвестиций от подобных схем. И их создание — это крайне актуальная задача для законодателей и правоприменителей.
Ведь впереди новый этап приватизации госкомпаний, который предполагает резкое увеличение в обращении ценных бумаг и, как следствие, рост числа инвесторов — держателей ценных бумаг.