ООО "Объединенные пивоварни Хейенкен" требуют в судебном порядке запретить тверской пивоварне "Афанасий" Максима Ларина производить крепленую медовуху под брендом "Охота нашего". Голландцы усмотрели в этом названии сходство со своим брендом "Охота".
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти
зарегистрировал иск ООО "Объединенные пивоварни Хейнекен" к ООО "Частная пивоварня Афанасий", ООО "Брют" и ООО "Никитин". Истец требует запретить "Брюту" совершать действия по предложению к продаже товаров и взыскать с него компенсацию в 20 тыс. рублей; пивоварне "Афанасий" запретить производить товары и взыскать 100 тыс. рублей; "Никитину" запретить ввод товаров в оборот и взыскать 100 тыс. рублей.
Как сообщил директор по корпоративным отношениям HEINEKEN в России Кирилл Болматов, под "товаром" в иске подразумевается крепленая 6-градусная медовуха "Охота нашего", которую "Афанасий" выпустил в продажу летом 2015 года. "Наши юристы считают, что спорный товарный знак является сходным до степени смешения с пивом "Охота" — самым популярным на рынке крепкого пива в России, в рекламу которого мы вложили 178 млн рублей за последние 3 года, — комментирует он исковое заявление. — Это подтверждает специально проведенное исследование ВЦИОМ. HEINEKEN предпринимал неоднократные попытки разрешить ситуацию в досудебном порядке, однако наши коллеги из "Афанасия" не разделяют мнения о том, что они нарушают наши права. После этого нам оставалось только обратиться в суд и ФАС".
Голландский пивной концерн Heineken (бренды Heineken, Amstel, Edelweiss, Desperados, Krusovice, Guinness, Gosser, Strongbow, Zlatopramen, Paulainer, "Три медведя", "Охота", "Бочкарев", "ПИТ", "Жигулевское", "Степан Разин" и др.) имеет в России восемь пивоварен: "Степан Разин" (Петербург), "Шихан" (Стерлитамак), "Патра" (Урал), "Сибирская" и "Байкал" (Сибирь), "ПИТ" (Калининград) и "Амур-пиво" (Дальний Восток). Выручка "ОПХ" в 2014 году составила 32,33 млрд рублей, чистый убыток — 5,12 млрд рублей.
Тверской пивзавод "Афанасий" (пиво "Афанасий", "Живое", "Хлебное", "Купеческое", "Экспериментальное", "Тверская медовуха", "Экопиво", "Марочное", "Охота нашего"; квасы "Бочковой" и "Советский", вода "Озерный край", снеки "Рыбная правда" и т. д.), по данным СПАРК, принадлежит на 100% местному бизнесмену Максиму Ларину. Ему же принадлежит торговая компания "Никитин", а также медицинские, охранные и девелоперские компании в Твери. Общий оборот группы, по данным СПАРК, составил в 2014 году около 3,5 млрд рублей, чистая прибыль — около 130 млн рублей.
По данным искового заявления "Хейнекена" (копия есть в редакции), первая информация о том, что в торговых сетях и несетевой рознице появился крепкий пивной напиток "Охота нашего", появилась у истца летом 2015 года. По информации, размещенной на этикетке товара, он был произведен ООО "Частная пивоварня Афанасий" по заказу ООО "Никитин". "Сначала мы обратились к производителю и продавцам с внесудебным предложением устранить нарушение. Продажа была приостановлена, но затем снова возобновилась". Тогда по заказу Heineken была произведена контрольная закупка в магазине ООО "Брют", после чего в марте 2016 года был подан иск.
Засилье иностранцев
Товарный знак "Охота" в сегменте "безалкогольные и алкогольные напитки" зарегистрирован в Роспатенте (№183777/1) за правообладателем Bravo Holdings Limited в 2004 году.
"Мы еще в прошлом веке выпустили пиво "Охотничье". И только после появилась "Охота". Мы не возражали и не препятствовали этому, — возражает на иск Максим Ларин на своем сайте. — Впрочем, даже несмотря на это, иск несостоятелен: ведь названия разные и отличаются не только по количеству слов, но и по смысловой нагрузке. Значение слова "Охота" в названии "Охота нашего" — "хотеть": я хочу наше, надоело иностранное. Значение названия "Охота" от Heineken — промысел или развлечение, состоящие в поиске, выслеживании, преследовании и добыче. Таким образом, по смысловой нагрузке данные слова отличаются! Кроме того, в названии "Охота нашего" мы делаем ударение на слово НАШЕ – о чем говорит этикетка и сам концепт патриотичного продукта".
На это в "Хейнекен" дали свое контрвозражение: "Пиво "Охотничье" производилось несколькими производителями, не только "Тверь-пивом". Зарегистрированные товарные знаки "Охотничье" по классу пива отсутствовали и отсутствуют до сих пор. "Охотничье" пиво производилось в том числе Выборгским заводом совместно с комбинатом Степана Разина". Кроме того, добавляют в Heineken, "Охоту" производят российские заводы концерна из российского же сырья и платят налоги с его продаж в российский бюджет, так что упрек в засилье иностранцев неуместен.
Кризис жанра
Всплеск интеллектуальных споров в сфере пищевой промышленности в России наблюдается с 2014 года, когда на волне импортозамещения и продуктового эмбарго многие российские производители стали стилизовать свои товары под раскрученные европейские бренды. Одним из самых громких скандалов было дело концернов Valio и "Сваля" против ООО "Традиция", производителя сыров "Баба Валя". В декабре 2015 года комиссия ФАС признала действия российской фирмы нарушающими закон о защите конкуренции. После этого "Баба Валя" сразу устранила все нарушения.
До этого известность получил спор московского "РОТ Фронта" против петербургского "Оркла Брэндс Россия" за бренд шоколада "Аленка", а также московского мясокомбината "Микоян" против петербургского "Парнас-М" за сосиски "Школьные". Еще раньше в судах столкнулись ленобластная шоколадная фабрика "Ландрин" и итальянский концерн Ferrero: последний заподозрил, что круглая вафельно-шоколадная конфета российского производства очень похожа на Rafaello. После этого и ряда других скандалов "Ландрин" в 2012 году обанкротился (в 2015 году банкротство было завершено).