До конца 2016 года Почта Банк планирует открыть 140 отделений в Петербурге и 18 в Ленобласти. Банк будет бороться за нижнемассовый сегмент. Широкая сеть — отличный задел для розничного бизнеса, но хороших клиентов осталось мало, говорят эксперты.
В четверг, 28 апреля, Почта Банк, совместный проект "Почты России" и группы ВТБ, созданный на базе Лето Банка, официально начинает работу в Петербурге и открывает клиентский центр на Почтамтской, 9, в здании главпочтамта. До этого 10 отделений банка в городе работали в тестовом режиме.
До конца 2016 года Почта Банк планирует открыть 140 отделений в Петербурге и 18 — в Ленобласти, сообщил заместитель председателя правления Почта Банка Георгий Горшков.
Почта Банк был запущен в России 6 апреля. Создатели банка ранее не раз подчеркивали, что основным конкурентным преимуществом новой кредитной организации станет широкая сеть отделений. В начале апреля Почта Банк открыл офисы в 20 российских городах. Как сообщалось ранее, через 3 года банк планирует обойти по числу точек продаж Сбербанк, открыв офисы в 15 тыс. отделений "Почты России".
По словам Георгия Горшкова, офисы банка в отделениях "Почты России" будут открываться в трех форматах. Первый формат — клиентский центр внутри большого отделения почтовой связи, состоящий из двух окон продаж и обслуживания, а также банкомата. Второй формат — банковское окно с POS-терминалом в небольшом отделении почтовой связи: в таких офисах будет работать сотрудник банка (перечень услуг — депозиты, сберегательные счета, депозиты, платежи, переводы, кредиты, кредитные и дебетовые карты). В офисах третьего формата, окнах продаж, услуги будут оказываться сотрудником почты, который прошел специальное обучение и может оказывать базовые банковские услуги. "До конца 2016 года в Ленинградской области и Петербурге будет открыто 158 клиентских новых центров в отделениях почтовой связи и 217 окон продаж с сотрудником "Почты России", — сказал Георгий Горшков.
Одним из ключевых направлений банк для себя считает бизнес расчетов и пассивов. Какую долю банк планирует занять в разных сегментах петербургского банковского рынка, в банке не уточнили. "Через 8-10 лет — а для такого банка это небольшой срок — Почта Банк должен стать банком номер один в стране по размеру сети, ведь сегодня "Почта России" — это крупнейшая розничная сеть, — делится планами заместитель председателя правления банка. — Наша цель заключается в том, чтобы вывести Почта Банк в тройку банков первого выбора для клиентов: банков, о которых клиент думает в первую очередь, собираясь отправить перевод, открыть депозит, взять небольшой кредит или оформить кредитную карту. Петербургский банковский рынок — не исключение". У Сбербанка на данный момент 250 отделений в Ленобласти и 370 в Петербурге, сообщили в пресс-службе Сбербанка. У "ВТБ 24" — 71 точка продаж.
Как сообщалось ранее, целевая аудитория банка — массовый и нижнемассовый клиентский сегмент: около трети его клиентской базы составят пенсионеры. Банк будет предоставлять платежные сервисы, депозитные продукты, кредиты наличными, кредитные карты, "коробочные" продукты. До конца 2016 года банк планирует выйти в прибыль, нарастить кредитный портфель до 125 млрд рублей до вычета резервов. По итогам I квартала кредитный портфель Почта Банка, унаследованный от Лето Банка, составил 76 млрд рублей. Обслуживание клиента будет начинаться с открытия сберегательного счета. Банк планирует увеличить объем привлеченных средств больше чем в 10 раз — до 24 млрд рублей. Большая часть привлеченных средств будет формироваться сберегательными счетами и депозитами, открываемыми в клиентских центрах банка в отделениях "Почты России".
"Я думаю, что проблем с открытием отделений у них не будет. У них есть сеть в виде почтовых отделений, они переоборудуют их как банковские. Работа в рознице, очевидно, зависит прежде всего от сети, и сеть Почта Банка во многом гарантирует ему успех. Дальше все будет зависеть от конкретных банковских продуктов и ставок по депозитам и кредитам. Если банк сможет работать лучше рынка, то его цели по кредитным и депозитным портфелям достижимы", — комментирует президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович.
Опрошенные петербургские банки отказались официально комментировать перспективы Почта Банка, ссылаясь на то, что они не комментируют действия конкурентов. В неофициальных комментариях банкиры отметили сложную ситуацию на рынке и отсутствие качественных заемщиков в нижнемассовом сегменте, а также проблему формирования доверия к новому бренду.
"С открытием офисов у них проблем не возникнет — ведь есть готовые помещения. Сделать ребрендинг и переоборудовать их — это самая простая и реальная вещь. Наращивание депозитных и кредитных портфелей — уже спорный вопрос. Этот банк ориентируется на пенсионеров, и это действительно самая близкая к ним аудитория. Теоретически пенсионерам удобно пользоваться их услугами: они могут, снимая пенсию, переводить ее сразу на депозит. Но, с другой стороны, на сегодняшний день уже налажена система переводов пенсий на карточные счета в большей степени Сбербанка и других банков. На почту приходят за снятием наличных только те пенсионеры, которым действительно нужны наличные деньги для внутренних расходов. Захотят ли они размещать свои пенсии на счетах Почта Банка — это вопрос доверия", — говорит топ-менеджер одного из петербургских банков.
"По кредитованию, наверное, еще меньше надежды. Поверьте, сегодня ставками не привлечешь клиента. Время ушло. Хорошего уличного заемщика нет. Даже если поставить низкую ставку, массового клиента не возьмешь. В 2016 году это будет так. Возможно, в будущем ситуация изменится, почистится клиентская база. Из такого общего анализа можно сказать, что Почта Банк не сделает большую конкуренцию банкам. По крайней мере в 2016 году, пока они не обретут своего клиента, не поймут, как с ним работать и не достигнут определенного уровня доверия", — добавил он.