Смольный задолжал частным перевозчикам 800 млн рублей субсидий за перевозку пассажиров. Город не хочет платить, пока бизнесмены не подпишут невыгодное им допсоглашение.
Ассоциация перевозчиков пассажиров Петербурга, учрежденная ГУП "Пассажиравтотранс" и объединяющая частных автобусных перевозчиков, обратилась в середине апреля за помощью к Алексею Палину, председателю комиссии по транспортному комплексу Законодательного собрания Петербурга (ЗС).
"До настоящего времени за I квартал 2016 года негосударственные транспортные предприятия, обслуживающие более 200 социальных маршрутов, не получили ни копейки из запланированных денежных средств городского бюджета в виде субсидий!" — говорится в обращении.
На словах президент ассоциации Василий Киселев сообщил "ДП", что речь идет примерно о 800 млн рублей. "Еще пара недель — и предприятия перестанут выплачивать зарплаты водителям, платить налоги. Ситуация катастрофическая!" — восклицает Киселев.
В комитете по транспорту эмоции предпринимателей не разделяют. "Не совсем корректно говорить, что город задолжал сколько бы то ни было перевозчикам", — отметили чиновники, добавив, что проблема с субсидиями упирается в подписание дополнительного соглашения на предоставление субсидий. "Только подписав дополнительное соглашение, перевозчик получает субсидию", — уточнили в комитете.
Это неприемлемое соглашение, говорят бизнесмены кулуарно, Смольный требует невозможного: чтобы перевозчики согласились на непредсказуемую — по воле чиновников — индексацию зарплат водителям и добровольно отказались от 70 млн рублей субсидий. "Но, скорее всего, подписать документ придется, иначе мы обанкротимся", — выразил типичное мнение бизнесменов один из перевозчиков на условиях анонимности.
Выборы, выборы...
Наибольшее возмущение у предпринимателей вызвал пункт, обязывающий их выплачивать водителям зарплату не менее двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) — 11,7 тыс. рублей в Петербурге с 1 января 2016 года. "На носу выборы. Из политических соображений власть возьмет и поднимет МРОТ — на 20%, а может, на 50% или в 2 раза. А нам что делать? Тарифы нам не поднимут: выборы", — говорит Киселев.
Город регулирует тарифы на перевозку граждан. Стоимость проезда в автобусе по социальным маршрутам Смольный зафиксировал на уровне 30 рублей, а на коммерческих установлен предельный тариф — 40 рублей (больше перевозчики брать с пассажиров не могут, только меньше).
"Мы дожили до того, что сегодня у нас коммерческие маршруты становятся нерентабельными", — говорят в унисон перевозчики. По их словам, все импортные запчасти взлетели в цене на 40–50% после девальвации рубля, топливо дорожает, с 1 апреля возросли акцизы. На коммерческих маршрутах необходим тариф не ниже 45 рублей, чтобы сохранить рентабельность.
Согласно финансовой отчетности некоторых частных перевозчиков, чистая рентабельность (отношение чистой прибыли к выручке) с 2013 года сократилась в среднем с 8 до 1,5%. Другие компании закончили год с убытком. "При таких показателях мы уже не можем брать автобусы в лизинг. Мы вообще не можем сейчас получить кредит. Только сумасшедший нам одолжит", — говорят перевозчики.
Новогодний сюрприз
Другой важный момент, затронувший материальные интересы перевозчиков, — это период предоставления субсидий. В допсоглашении говорится, что перевозчикам субсидируется работа, произведенная с 1 января по 20 декабря. А на субсидирование деятельности транспортников в последние 11 дней 2016 года, как выяснилось из переписки бизнесменов с чиновниками, в бюджете не хватает 70 млн рублей.
На обращение перевозчиков председатель комитета по транспорту Александр Головин предложил им сэкономить: "не выполняя объем транспортной работы". Проще говоря, не перевозить граждан перед Новым годом.
Председатель комиссии по транспортному комплексу ЗС Алексей Палин пояснил, что встречался с Головиным и перевозчиками. Конфликтующим сторонам, по словам депутата, удалось договориться о том, что комитет по транспорту не будет обязывать перевозчиков платить водителям зарплаты не менее двух МРОТ, они должны будут только информировать чиновников о зарплатах. "Новая редакция документа уже разослана перевозчикам", — сообщили в комитете по транспорту. А что касается субсидирования предновогодних перевозок, то транспортные чиновники направили в финансовый комитет запрос о выделении допсредств и надеются, что коллеги изыщут внутренние резервы.
"Перевозчики готовы подписывать уже пустые бланки, лишь бы получить хоть какие–то средства. Денег реально нет. Вся система погрязла в каких–то бюрократических проволочках", — резюмирует Василий Киселев.