Петербургские предприниматели придумали современную альтернативу вязанке дров — мобильный костер "Очаг".
Владелец компании Property Selection Карлен Калашян (28 лет) 5 лет занимался недвижимостью, прежде чем нашел действительно нетривиальную идею для бизнеса. Он продает пни.
Пни эти, конечно, не простые: они заменяют собой костер, мангал или плиту. Разгорается такой пень за пару минут и горит 3 часа, аналогично 8 кг дров. На то, чтобы сделать такую вещь, у Карлена и его партнера и школьного друга Никиты Стальберга (28 лет) ушел почти год. Сейчас пни продаются под брендом "Очаг" на 12 АЗС сетей "Фаэтон" и "Аэро".
Зажигательный товар
Карлен признается, что идею он подсмотрел за границей, а именно на рижской сельскохозяйственной выставке. "Мы вышли на производителя, предложили импортировать его товар в РФ, общались 5 месяцев и в итоге услышали отказ, — рассказывает Карлен. — Тогда решили так: если гора не идет к Магомету, он сам придет к горе".
Понадобилось еще полгода, чтобы раскрыть секрет рижского производства пней и начать собственное. Оно открылось в марте 2016 года в Ломоносовском районе Ленобласти. Вложения в производственную линию составили 4 млн рублей. Самое дорогое оборудование — сушильная камера. Ее предприниматели пока арендуют.
Первые продажи мобильного очага начались в конце марта: предпринимателям удалось зайти на сеть АЗС. "Контактов никаких не было: мы нашли их сами, вышли на гендиректора и отдел закупок. Приняли нас на удивление очень легко", — говорит Карлен. Сейчас мобильный костер, как зовут свое детище Карлен и Никита, продается рядом с обычными дровами.
Цена на их очаг и на две вязанки дров примерно одинаковая. Предприниматели уверяют, что берут удобством: пень не пачкает багажник машины и занимает меньше места. "К тому же его легче разжечь. Есть, правда, нюанс: запатентовать пень сложно. Должно быть ноу–хау, а его в пне нет", — и в шутку, и всерьез говорит Карлен. Возможно, именно это в свое время остановило рижских предпринимателей.
Мало огня
Предприниматели надеются в этом году продать свой продукт ресторанам и HoReCa: пень–плита будет хорошо смотреться там, где делают ставку на открытую кухню и приготовление еды на глазах у посетителей.
"Мы уже общаемся с ресторанами и организаторами летних фестивалей. Особенно их подкупает то, что у нас экологичный продукт", — говорит Карлен. Свой пень с огоньком они предлагают и владельцам каминов. Но главная мечта — выйти в ретейл.
Планы у бизнесменов, конечно, амбициозные: после Петербурга они рассчитывают выйти на рынок Москвы, затем — в регионы, а после рвануть в Америку.
Для этого создатели очага уже сейчас продумывают линейку аксессуаров, например, свой розжиг для любителей отдыха на природе. Пока, правда, нет ясности, когда окупятся первые вложения: за год или больше.
Очаги конкуренции
"Да это же просто пень!" — слышу я постоянно, пока этот пень не возьмут наконец в руки", — улыбается Карлен. Он объясняет, что "Очаг" конкурирует с премиум–дровами, зарубежным поленом для розжига (из Швеции) и вязанками, которые начинают продаваться в гипермаркетах с открытием шашлычного сезона. Объем рынка такой продукции в Петербурге и Ленобласти оценивается в 90 млн рублей в месяц.
Дмитрий Гомоля, совладелец компании "Петербургский топливный союз" (ПТС, продают премиум–дрова Greenex), считает, что приобретать мобильный костер будут, скорее всего, рыбаки и туристы.