Арт-критик Станислав Савицкий — о персональной выставке художника Георгия Литичевского, которая проходит с 20 апреля по 10 мая 2016 года в Центре искусства библиотеки Маяковского.
Георгий Литичевский одним из первых в России начал заниматься комиксом как жанром современного искусства. У нас были популярны рисованные истории и серийные карикатуры, но комиксов как таковых не было. В "Крокодиле" обличали, в "Мурзилке" воспитывали подрастающее поколение, в "Науке и жизни" хохмили. Эти рисунки, в отличие от комиксов в США или Франции, не были переложением фильма или анимации. Западной индустрии массовой культуры в СССР по понятным причинам не существовало.
Тем не менее при всех очевидных различиях у нас появился странный жанр современного искусства со своей предысторией. Сначала были тетрадки с карикатурами на профессоров МГУ, потом археологические зарисовки вещей, найденных во время раскопок древнегреческого города в Тамани, и небылицы, нарисованные на слайдах диапозитивов. Небылицы поражали абсурдом и залихвацким весельем. Слайд–шоу были гвоздем программы нонконформистских выставок и вечеринок, где бывали и герои ленинградского андеграунда художники из группы "Новые дикие" вместе с музыкантами "Кино". Увлечение поп–артистской игрой в комикс Роя Лихтенштейна или альтернативным экспериментальным комиксом Роберта Крамба пришло к Литичевскому и его единомышленникам позднее.
В 1990–е на страницах "Художественного журнала", одного из первых русских периодических изданий о современном искусстве, печатались комиксы Литичевского. Из номера в номер он иронично комментировал текущую художественную жизнь, которая тогда принимала столь причудливые формы, что рассказ о ней был похож на галлюцинацию. Представить "ХЖ" без этой фантасмагорической хроники столичных арт–будней невозможно. Литичевскому удалось переформатировать популярный жанр масс–культуры в классику изящного постмодернистского пересмешничества. В его работах запечатлены все регистры смеха, которым жила эта эпоха: от курехинской интеллектуальной буффонады до ироничной и автопародийной лирики Кибирова. На Невском, 20, можно увидеть новые работы Литичевского, по–прежнему гомерически смешные и нарисованные точно и тонко, как графика старых мастеров.