Закон о личном банкротстве граждан создал неожиданные правовые риски для покупателей подержанных автомобилей у частников. Если бывший владелец машины обанкротится в течение 3 лет после продажи автомобиля, то эта сделка будет оспариваться в суде.
Первые дела о банкротстве граждан РФ, рассматриваемые арбитражными судами страны, дошли до той стадии, на которой финансовый управляющий, изучив данные о подозрительных сделках должников, ходатайствуют об аресте отчужденного имущества. Разумеется, если все документы по сделке в порядке, она не была заниженной и контрагентом не был близкий родственник, риск лишиться транспортного средства невелик. Но даже при благополучном исходе дела новому владельцу авто придется немало поволноваться.
Так, буквально на прошлой неделе Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в рамках дела о несостоятельности гражданина Малиновского наложил по ходатайству управляющего арест на автомобиль Toyota Land Cruiser 1998 года выпуска, владельцем которой с 2014 года является гражданин Ровник, а также на автомашину "Победа" 1955 года выпуска, которая с середины 2015 года украшает автопарк гражданина Шульмана. Новым автовладельцам запрещено отчуждать транспортные средства, а полиции — регистрировать сделки с ними.
За дешевизной
«Могут вызывать беспокойство возможные риски в связи с приобретением подержанных автомобилей, — говорит управляющий партнер Borenius Андрей Гусев. — Ведь их прежний владелец может быть признан банкротом, что дает право финансовым управляющим или крупным конкурсным кредиторам оспаривать сделку продажи автомобиля».
Закон о банкротстве предусматривает специальные основания для оспаривания сделок должника-банкрота, объясняет управляющий партнер "Думмлер и партнеры" Виктор Думмлер. "Правом на оспаривание наделен как финансовый управляющий, так и крупнейшие кредиторы. При этом надо понимать, что все сделки должника, совершенные в трехлетний период перед банкротством, окажутся под пристальным вниманием управляющего и кредиторов", — добавляет эксперт.
По словам юристов, недействительными сделки должника могут быть признаны судом, если будет доказана их нерыночность либо недобросовестное намерение сторон сделки уменьшить активы должника. При этом если для оспаривания нерыночных сделок установлен срок давности год, то для недобросовестных — три.
"Как правило, оплата за автомобиль производится наличными. Это может привести к тому, что финансовый управляющий, полагая, что платежа по договору не было, станет взыскивать эту сумму в судебном порядке или заявит об отказе от договора и потребует возврата имущества", — говорит партнер Апелляционного центра Владимир Полуянов.
Подстелить соломки
В качестве подстраховки от банкротных рисков юристы рекомендуют покупать автомобили по рыночным ценам и обязательно прописывать в договоре и платежных документах всю сумму сделки. Если же сделка осуществляется с дисконтом, обосновывать таковой прямо в договоре, прилагая к нему акт техосмотра с выявленными неисправностями. Кроме того, следует избегать сделок с близкими родственниками. "Избежать рисков отобрания машины в результате оспаривания сделки продавца (банкрота) можно. Для этого рекомендуется покупать машину по рыночной цене, проверить правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на машину, провести техосмотр с фиксацией его результатов", — рекомендует юрист Rightmark Group Максим Смирнов.
Автодилеры, которые переживают не лучшие времена, потирают руки: новые правовые риски "дикого" авторынка добавляют очков официальному бизнесу. "Как и любой хороший закон, закон о банкротстве помогает официальному автобизнесу и бьет по нелегальному, — радуется вице-президент ОАО "Автодом" Евгений Войтенков. — Чем рисковать машиной, покупая ее у частника, лучше прийти в автосалон и приобрести машину, пусть и с пробегом, по системе trade-in, но у официального продавца". Полны оптимизма и банкиры: "Мы кредитуем покупку подержанных автомобилей исключительно в системе trade-in, когда посредником в сделке заемщика банка с продавцом автомобиля выступает официальный дилер. В такой сделке риски микроскопически малы, — говорят в "ВТБ24", — ведь в этом случае тем, кто ведет дело о банкротстве, придется в суде доказывать, что компания — официальный автодилер была в сговоре и с продавцом, и с покупателем. Это же абсурд".
Впрочем, не все дилеры разделяют радужные ожидания коллег. "Не думаю, что люди смотрят так далеко вперед, — говорит директор по развитию ГК "Аксель" Игорь Седов. — Риск банкротства через 3 года настолько отдаленный, что о нем почти никто не думает. Мы не немцы, русские люди живут сегодняшним днем. А учитывая, что в стране все непредсказуемо, то за такое время то ли шах помрет, то ли ишак сдохнет. На рынке новых автомобилей это никак не скажется именно в силу менталитета и покупательского поведения наших граждан".
“
Если машина принята в trade-in, то мы исследуем все документы по ней, проверяем историю и юридическую чистоту, а также техническое состояние.
Покупатель такого автомобиля защищен максимально, он добросовестный приобретатель. Я не знаю, станет ли рынок более цивилизованным, но, возможно, вместо частных продавцов покупатели все чаще будут обращаться к официальным дилерам, которые несут ответственность за продаваемые машины.
Подозрительные автомобили мы и сами не берем на продажу.
Андрей Ивойлов
владелец «Р–Моторс»
“
Эти риски связаны не только с автомобилями, но и с иным имуществом. Оспариваются сделки, которые совершены для того, чтобы не расплачиваться с долгами.
Какого-то легального 100% способа минимизации рисков практика пока не выработала.
Пока единственное, что может хоть как-то защитить от подобных посягательств — нотариальное удостоверение сделок, либо совершение сделок под каким-либо встречным обеспечением (залог и тому подобное). Однако и такие подходы стопроцентной гарантий не дают.
Антон Гришко
адвокат Gestion