С начала года страховщики снизили тарифы на каско на 13-17%. Но вернуться к докризисным ценам на полис все еще не позволяет дорогой ремонт и растущее число угонов.
В СГ "Уралсиб" проанализировали изменение стоимости каско в 12 городах России с января 2015 года по март 2016 года. Эксперты изучили тарифы восьми крупнейших страховых компаний в этом сегменте. Согласно исследованию, тарифы на этот страховой продукт в Петербурге снизились на 13-17%. Примерно на столько же подешевело каско в Москве и Оренбурге.
По данным аналитиков, самый низкий тариф каско действует для 55-летних владельцев дорогих иномарок со стажем более 30 лет в Тюмени — 5,2% от стоимости автомобиля. А самый высокий тариф каско — 33,2% — действует для неопытных водителей дешевых иномарок в Казани. При этом тарифы для владельцев одинаковых автомобилей в разных городах разные. Так, например, опытному водителю Lada стоимостью 300 тыс. рублей в Петербурге придется заплатить за каско с полным покрытием рисков 23,4 тыс. рублей (тариф 7,8%), а в Тюмени — почти на 7 тыс. меньше, 16,5 тыс. рублей (тариф 5,5%).
"За 2015 год мы снизили тарифы на каско в Петербурге примерно на 8%, в 2016 году также тарифы менялись, но уже несущественно, — говорит Сергей Демидов, управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств "Ренессанс Страхование". — Удешевление прежде всего связано со снижением стоимости запасных частей ТС вследствие укрепления рубля. Также страховые компании стремятся сохранить свою долю рынка, снижая цены". Эксперт отмечает, что страховые компании всегда снижали стоимость полиса за счет франшизы и сокращения опций для клиентов, желающих сэкономить, и в кризис доля таких продуктов растет. "Но что касается снижения тарифов, то это обусловлено общеэкономическими причинами", — говорит Сергей Демидов.
В петербургском филиале компании "Согаз" средний тариф по каско за I квартал 2016 года снизился на 4% по сравнению с 2015 годом. "При этом если мы говорим о стоимости каско для конкретных марок-моделей, то изменение тарифов могло достигать и 30%, поскольку при тарификации учитываются как затраты на ремонт, так и статистика по угонам, которая сильно зависит от предпочтений угонщиков, — отмечает Эдуард Яблоков, директор петербургского филиала АО "СОГАЗ". — Снижение связано с усовершенствованием системы управления нашим портфелем автострахования, что позволило снизить тарифы, в том числе благодаря более точной сегментации клиентов". В то же время эксперт отмечает, что снижение базовых тарифов автокаско не мешает дальнейшему удешевлению полиса за счет применения франшизы либо сокращения покрытия.
"Каких-то значимых изменений тарифов по каско в Петербурге в нашей компании с начала года не происходило, — говорит Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса компании "Ингосстрах". — Есть колебание тарифов по отдельным маркам и моделям в связи с изменениями показателей аварийности и угоняемости. И если есть снижение, то оно происходит все же из-за увеличения в портфеле доли договоров с франшизой. Уменьшение тарифов в связи со снижением аварийности менее значимо".
Несмотря на позитивные тенденции, страховщики очень сдержанно говорят о возвращении к докризисному уровню стоимости тарифов. В СГ "Уралсиб" отмечают, что сейчас в среднем цены на ремонт больше на 15-20%, чем были в конце 2014 года. И это одна из причин, почему тарифы каско все же выше, чем в докризисный период.
"На докризисный уровень тарифы смогут вернуться только в случае снижения стоимости ремонта машин, а также снижения частоты их угонов, которая в Петербурге и Ленобласти с каждым годом неуклонно растет", — говорит Эдуард Яблоков.
И по оценке Сергея Демидова, несмотря на небольшое укрепление рубля, возврат к докризисному уровню цен как на ремонт машин, так и на полисы каско крайне сомнителен.