После банкротства "Балтийского берега" место крупнейшего на Северо–Западе производителя товарного лосося незаметно занял бывший топ–менеджер ОФК Банка Сергей Кузнецов.
Как стало известно "ДП", в 2014–2015 годах компания "Биоресурс", которая раньше принадлежала совладельцу Императорского фарфорового завода Николаю Гордееву, объединила в единый холдинг семь рыбоводческих хозяйств общей годовой мощностью 8 тыс. т товарного лосося и 5 тыс. т товарного осетра, а также три рыбоперерабатывающих завода общей мощностью около 10 тыс. т готовой продукции в год. Для сравнения: обанкротившийся в прошлом году лидер рынка "Балтийский берег" вырастил в 2014 году 5,2 тыс. т товарного лосося, а его основной конкурент "Русская аквакультура" — 6 тыс. т. Таким образом, говорят эксперты, появился игрок, который претендует на место лидера российского рынка аквакультуры.
Интересно, что все бывшие собственники всех этих предприятий лишились активов за долги перед ОФК Банком (№ 122 по РФ, активы — 36,5 млрд рублей на апрель 2016 года), основными акционерами которого являются Николай Гордеев и старший партнер адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Николай Егоров (см. "Бенефициары"). После поглощения их "Биоресурсом" ОФК Банк открыл им всем кредитные линии на общую сумму около 700 млн рублей, и теперь до конца года они планируют вырастить не менее 5 тыс. т лосося.
Ловля в банкротной воде
ООО "Биоресурс" до конца 2014 года называлось ООО "Тандем стандарт". Компания на 100% принадлежала Николаю Гордееву, а сама владела 17,98% акций ОФК Банка. Затем в сентябре она лишилась его акций: 15% из них теперь принадлежат лично Гордееву, а сам он продал "Биоресурс" Сергею Кузнецову.
Сергей Кузнецов, по данным СПАРК, с 2002 по 2012 год был топ–менеджером мурманского Баренцбанка. В 2012 году Баренцбанк был поглощен ОФК Банком. После этого Кузнецов стал гендиректором входящего в банковскую группу "ОФК" ООО "ОФК–Менеджмент".
После того как осенью 2014 года Сергей Кузнецов стал владельцем "Биоресурса", компания начала активно приобретать рыбные активы. Сначала, по данным СПАРК, в 2014 году она получила 100% ООО "Рыбстандарт". Это предприятие, базирующееся в верховьях Вуоксы, владеет тремя рыбоводческими хозяйствами общей мощностью 5 тыс. т товарного лосося в год. В ноябре 2013 года оно обанкротилось, задолжав банкам и поставщикам кормов более 550 млн рублей. ОФК Банк выкупил у Россельхозбанка права требования к Рыбстандарту на 61 млн рублей, обеспеченные залогом оборудования, и сразу переуступил эти права "Биоресурсу". Параллельно связанное с ОФК Банком ООО "РсТ" скупило у кредиторов "Рыбстандарта" права требования на общую сумму около 350 млн рублей, выплатив им в общей сложности около 25 млн рублей. Немногим ранее "РсТ" приобрело залоговые права требования на 35 млн у АКБ "Северо–Западный 1 Альянс Банк".
Завершилась схема в сентябре 2015 года мировым соглашением, по которому "Биоресурс" погасил все долги банкрота с дисконтом 80%, выплатив не связанным с ОФК Банком кредиторам около 18 млн рублей.
Рыбное место
Кроме того, в декабре 2014 года под контроль лиц, связанных с ОФК Банком, попали две компании, принадлежавшие тестю главы "Водоканала Петербурга" Феликса Кармазинова Анатолию Двояковскому и управляющему партнеру агентства Adastra Артему Гудченко, выходцу из команды менеджеров, работавших с должниками банка "Санкт–Петербург".
Гудченко и Двояковский в 2011 году учредили ООО "Феникс фудс", которое занималось поставками мяса, рыбы, овощей, фруктов и молочной продукции. В 2012 году Артем Гудченко купил у структур, связанных с банком "Санкт–Петербург", рыбоперерабатывающий завод в деревне Назия Ленобласти и решил сосредоточиться на торговле рыбой. Годом позже он также взял в аренду холодильный терминал на Софийской ул., в свое время полученный структурами банка "Санкт–Петербург" за долги мясопромышленной группы "Рубеж". Этот терминал был также переделан под рыбопереработку.
Достигнув оборота 1 млрдрублей, Артем Гудченко решил приобрести собственную сырьевую базу. "Мы вышли на владельцев нескольких рыбохозяйств в Ленобласти — "Целинника 2002", Приозерской рыбной компании и СПХ "Салма", которые передали нам в аренду свои мощности с перспективой их выкупа", — сообщил "ДП" источник, близкий к Артему Гудченко.
В качестве финансового партнера был привлечен ОФК Банк, который в 2014 году открыл всем перечисленным хозяйствам, а также "Феникс фудсу" кредитные линии. А затем в декабре 2014 года компания сменила собственника: вместо Гудченко и Двояковского им стал арбитражный управляющий Дмитрий Муштаков, представляющий интересы ОФК Банка. По версии представителя Гудченко, сумма сделки составила номинальные 10 тыс. рублей.
В ОФК Банке официально отрицают какую–либо корпоративную связь с "Биоресурсом" и его действиями на рыбном рынке. Но источник, близкий к кредитной организации, сообщил, что банк действительно имеет стратегию по поддержке российской рыбоводческой промышленности.
"В рамках этой стратегии "Биоресурс" стал искать действующие хозяйства для их покупки, а также действующего дистрибьютора для налаживания поставок товара в розницу, — говорит источник. — И вот мы вышли на Гудченко, который изначально рассматривался как равноправный партнер Кузнецова по этому проекту. После аудита оказалось, что активы, которые он пытался приобрести на наши деньги, переоценены. Мы отказались от его услуг и расстались с ним".
По словам собеседника "ДП", на приобретение и оздоровление всех этих компаний в общей сложности было потрачено примерно чуть менее 1 млрд рублей.
Освободившийся рынок
Объем производства рыбы на фермах РФ в 2015 году составил около 153 тыс. т. Из них на лососевые приходится около 15%, подсчитали эксперты. В России на начало 2015 года числилось 2,5 тыс. рыбоводных организаций — это, как правило, небольшие хозяйства, производящие до 1,5–2 тыс. т рыбы в год. В число крупнейших игроков входили "Русский лосось" (входит в ГК "Балтийский берег") и "Русская аквакультура" (компания Максима Воробьева и его партнеров).
"Балтийский берег" объявил о банкротстве в конце 2015 года. Компанию подкосили валютные кредиты и рост цен на сырье в связи с эмбарго и скачком валют. Кроме того, в начале года на ферме "Русский лосось" в Мурманской области произошла вспышка инфекции, погубившая до 2,5 тыс. т лососевых. И "Русский лосось", занимавший 5% рынка охлажденного лосося в РФ, фактически ушел с него. Сократила производство и "Русская аквакультура".
"В 2014 году мы произвели 6 тыс. т лососевых, в 2015 году было падение в связи с болезнями, и объем составил около 2,5 тыс. т, но сейчас снова стараемся набирать обороты. На сегодняшний день на фермах компании находится около 3 тыс. т лососевых", — рассказывает Илья Березнюк, директор по связям с общественностью ПАО "Русская аквакультура". По его словам, проекты в рыбоводстве актуальны и перспективны, но необходима государственная поддержка.
"Основная опасность — высокие биологические риски и длительный цикл производства (2–3 года), высокие ключевые ставки по банковским кредитам и девальвация рубля, так как корма, оборудование чаще всего закупаются за рубежом", — добавляет Илья Березнюк.
На мировом рынке примерно 50% всей морской, речной и океанической продукции — это продукты аквакультуры. В России это всего лишь 3,5%. Для сравнения: Норвегия выращивает 1,2 млн т рыбы, Чили — 800 тыс. т.
В планах правительства России довести выращивание товарной рыбы до 315 тыс. т к 2020 году. В 2015 году заработало субсидирование инвестиционных проектов. На 2016 год на господдержку отрасли запланировано более 600 млн рублей.
Из данных Росрыболовства на 2015 год следует, что в России реализуется и планируется 146 инвестпроектов, направленных на развитие аквакультуры, на общую сумму более 66 млрд рублей, в том числе за счет кредитных средств в сумме 41 млрд рублей. Если объемы субсидирования удастся увеличить, то, по экспертным оценкам, возможен рост производства продукции до 0,8–1 млн т ежегодно через 10–15 лет.
“
Спрос на лососевые просел: люди предпочитают более дешевые сорта рыбы. А риски выращивания ценных пород высоки. Во–первых, неизвестно, сколько продлится эмбарго. Мы займемся лососеводством, потратим миллиарды, а завтра "откроют Норвегию". Во–вторых, выращивание лососевых — долгий цикл, рассчитанный на 2 года, а для рыбы требуются импортные корма, оборудование, мальки. Цены на все это высоки. В–третьих, кредиты дорогие. И нет инфраструктуры, как в Норвегии. Например, бизнес не будет за свои деньги строить дороги в малодоступных регионах, где выращивают семгу.
Алексей Аронов
исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка
“
Цена таких активов сейчас не очень высока, но аквакультурный бизнес требует серьезных инвестиций. На перспективу это очень востребованное направление, так как выращивание товарной рыбы у нас почти не развито. К сожалению, господдержка аквакультуры не слишком высока. Например, недавно принятый федеральный закон для этой подотрасли не подразумевает компенсацию длинных кредитов и не предполагает существенных финансовых мер поддержки. На нее можно рассчитывать разве что на уровне регионов.
Александр Фомин
президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров
“
000 "Биоресурс" в лице генерального директора Сергея Кузнецова произвело отчуждение акций ПАО "ОФК Банк" в сентябре 2014 года, в связи с чем на момент совершения указанных сделок данное общество акционером банка не являлось. В настоящее время между банком и этими компаниями отношения только кредитного характера. Банк не имеет дочерних и зависимых обществ. Обращаю ваше внимание на отсутствие правовой взаимосвязи банка и его акционеров и руководства с указанными компаниями.
Алексей Аблогин
первый зампредправления ОФК Банка