Арт-критик Станислав Савицкий - о выставке об одной ненаписанной картине Владимира Стерлигова, которая проходит в Эрмитаже.
К Дню Победы в Эрмитаже открылась выставка об одной ненаписанной картине Владимира Стерлигова. Ученик Малевича, приятель обэриутов, отбывший несколько лет в лагерях, Стерлигов — одна из ключевых фигур авангарда. Его чаше–купольная система стала учением, которое легло в основу новой художественной школы, продолжающей традицию супрематизма.
Стерлигов получил заказ на картину "Восстановление Эрмитажа", вернувшись после войны в Ленинград. В те годы город восставал из руин. Жизнь возвращалась в привычное русло. Эрмитаж перевозил из Свердловска эвакуированные экспонаты и реставрировал пострадавшее во время блокады здание. Стерлигов приступил к работе над полотном о воссоздании музея. Рассказ о послевоенных буднях тогда еще не стал пропагандистской агиткой, это произойдет буквально через несколько лет. Стерлигов не рисовал сцены героической стойкости и беспримерной отваги. Его изящные, без красот и без пафоса, эскизы были выполнены в залах, где шли восстановительные работы, — в основном в античных залах Нового Эрмитажа. Римские святыни не были готовы к экспонированию: часть скульптур зачехлена, выстроены высокие леса, стоявшие на них женские фигуры прорисовывали настенные росписи. Мужчины были наперечет. Нет сомнений: такими и были послевоенные труды и дни Эрмитажа. Восстанавливался мирный уклад, вновь после катастрофических событий приобретали ценность античные первоосновы европейской цивилизации. Уже в конце 1940–х радость и надежды, которые вселяла победа, пропаганда облекла в героико–патриотические лозунги. Началась идеологизация памяти о войне.
Был закрыт созданный вскоре после победы Музей обороны Ленинграда, осужден его директор Л. Л. Раков. Были сфабрикованы ленинградское дело и процессы в университете. Стерлигов на этот раз уцелел. После того как его эскизы не получили одобрения худсовета, художника вынудили вернуть большой гонорар. Остается только гадать, кто был тем наивным заказчиком, предложившим опальному авангардисту Стерлигову создать патриотическую аллегорию о подвиге музея. Ошибка куратора могла стоить художнику жизни.