Страховщики объявили войну автоюристам, которые отсуживают у них по ОСАГО все больше денег. Но новые правила ударят и по автовладельцам.
Страховщики развернули целую кампанию по борьбе с автоюристами — посредниками, отсуживающими выплаты по полисам каско и обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Чтобы решить проблему, Российский союз автостраховщиков (РСА) направил в Центробанк и Минфин блок поправок, направленных на увеличение доли возмещения по ОСАГО в натуральной форме. Если их примут, страховщики обещают не учитывать при оценке ущерба процент износа автомобиля.
Также РСА направил письмо на имя председателя верховного суда РФ Вячеслава Лебедева с просьбой дать разъяснения по ряду статей гражданского процессуального кодекса. Особенно ассоциацию интересует обязательность оценки ремонтных работ по Единой методике оценки ущерба, которой оценщики, работающие на автоюристов, по мнению РСА, не придерживаются, нюансы досудебного порядка урегулирования споров, случаев использования поддельных полисов ОСАГО, а также точности оценки размера судебных расходов, которые ложатся на страховщика.
Половина — посредникам
По данным РСА, доля выплат автоюристам с 2011 по 2015 год выросла с 15% до 43% в общем объеме судебных выплат по ОСАГО. В 2015 году общий объем выплат по суду составил 18,4 млрд рублей против 24,6 млрд рублей годом ранее. И примерно половина этих денег, по оценкам страховщиков, достались автоюристам.
Средний размер выплаты по ОСАГО, который выплачивается в досудебном порядке, сейчас составляет 35 616 рублей, а размер выплаты, осуществленной по решению суда — 62 944 рубля.
В целом, как следует из вышеприведенных цифр, число судебных разбирательств сократилось, но, как отмечает глава РСА Игорь Юргенс, это произошло только благодаря появлению Единой методики оценки ущерба. В наиболее сложные для рынка 2013-2014 годы доля выплат по решению суда в общей сумме оплаченных убытков по ОСАГО составляла 22-25%, по итогам 2015 года этот показатель снизился до 14%. И если бы не автоюристы, он сейчас стремился бы к нулю, уверен глава РСА.
Заметный ущерб
В разных регионах ситуации с выплатами по ОСАГО различаются. В Петербурге, как и в Москве, доля судебных выплат в общем объеме составляет 5-7%, тогда как в Южном федеральном округе — 30-40%. "Ситуация сильно различается в зависимости от позиции судов, — говорит Сергей Демидов, управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств "Ренессанс Страхование". — В наиболее проблемных регионах деятельность автоюристов делает ОСАГО просто нерентабельным. В Петербурге средний убыток по ОСАГО может быть увеличен автоюристом вдвое и более".
По его словам, все более становится популярной схема, когда по уже выплаченному страховщиком убытку заявляется требование доплаты. В этом случае дополнительно взыскиваются суммы за представление интересов истца в суде, за экспертизу, неустойку за каждый день просрочки, штраф от суммы недоплаты и моральный вред. "При этом практически все дополнительные взыскания идут в карман автоюристу, а не клиенту", — говорит Сергей Демидов.
"Проблема даже не столько в том, что ОСАГО в этих регионах стало нерентабельно, а то и откровенно убыточно для страховщиков, — добавляет Эдуард Яблоков, директор петербургского филиала АО "СОГАЗ". — А в том, что деятельность автоюристов дискредитирует всю систему ОСАГО".
Надуманная угроза
По оценкам самих автоюристов, их годовой доход за счет дел по выплатам ОСАГО составляет примерно 5-10 млрд рублей. Но, учитывая, что на этом рынке работают десятки тысяч юристов по всей России, доход каждого не так высок, как пытаются представить страховщики. "Работа автоюристов — следствие массовых нарушений со стороны страховщиков прав миллионов автовладельцев, — говорит Николай Тюрников, генеральный директор компании "ГлавСтрахКонтроль". — И поправки, подготовленные РСА, в частности, по увеличению сроков выплаты страхового возмещения с 20 до 45 дней, приведут только к ухудшению положения автовладельцев".