Ситибанк резко сократил сеть: за полгода он закрыл пять отделений в Петербурге и убрал все банкоматы из магазинов и заправок, оставив их только при офисах и в одном ТЦ. В банке объясняют сокращение точек продаж уходом части бизнеса в онлайн.
О закрытии отделений и сокращении числа банкоматов КБ "Ситибанк" "ДП" сообщили читатели: они жаловались, что в некоторых районах города, в частности на севере, осталось очень мало точек обслуживания клиентов. Затем в пресс-службе банка подтвердили, что начиная с ноября 2015 года банк закрыл пять своих отделений: на Лиговском проспекте, 74, на Гражданском проспекте, 36, на Новочеркасском проспекте, 43/17, на Коломяжском проспекте, 15, корпус 2, на улице Савушкина, 118, литера А. В call-центре банка также подтвердили, что эти отделения сейчас не работают.
На данный момент в Петербурге остались шесть отделений Ситибанка и два центра кредитования. Сейчас в тестовом режиме работает еще одна точка на Невском проспекте, 68, — это первое цифровое отделение Ситибанка, оно официально откроется 6 июня, рассказали в пресс-службе. До нынешнего сокращения сети у Ситибанка в Петербурге в течение нескольких лет было стабильное количество точек продаж — 11 отделений и два кредитных центра.
Также Ситибанк с ноября 2015 года существенно сократил сеть банкоматов. Согласно информации официального сайта о количестве отделений и банкоматов от 30 мая 2015 года (последняя сохраненная копия страницы на archive.org), в июле 2015 года у банка было 55 банкоматов в Петербурге. Банкоматы располагались не только в каждом отделении банка, но и на заправках Shell (восемь банкоматов), в магазинах Prisma (15 банкоматов), "Азбука вкуса" (четыре банкомата), "Лента" (три банкомата), "Мега" (два банкомата), а также по одному на железнодорожных станциях Павловск, Царское Село, в ТД "Пассаж", ТРЦ "Июнь", БЦ "Кондратьевский", ТЦ "ПИК", ТК "Атлантик Сити", БЦ "Келлерман", БЦ "Технополис", в гостинице "Светогорск", компании "Петроскан".
"В торговых центрах МЕГА в Петербурге было расположено два банкомата Ситибанка, по которым договоры аренды были расторгнуты по инициативе арендатора", — рассказали в пресс-службе ИКЕА в России. "Контракт на размещение банкоматов Ситибанка в магазинах Prisma в Санкт-Петербурге был расторгнут в конце прошлого года так же безболезненно и обоюдно как и заключен два с лишним года назад, — рассказала финансовый директор SOK Сервисный центр Рус Наталия Кадина, подтвердив, что в магазинах Prisma располагались 15 банкоматов Ситибанка. — У нас появилась потребность разместить банкоматы другого банка, а у Ситибанка появилась необходимость разместить свои банкоматы в других местах. Мы не исключаем вероятность возобновления партнерских отношения в будущем".
На данный момент, согласно информации на сайте банка, в Петербурге осталось только девять адресов, по которым расположены банкоматы Ситибанка: шесть — при оставшихся отделениях, два — при двух кредитных центрах и еще один — в БЦ "Премьер Лига". Факт того, что раньше эти банкоматы работали в указанных местах, подтверждается данными сервисов "Яндекс.Карты" и "Google.Карты". А информацию о том, что банк оставил банкоматы только при собственных офисах и в БЦ "Премьер Лига", подтверждают клиентам в call-центре Ситибанка.
"В сети отделений Ситибанка расположено около 30 банкоматов, однако клиенты Сitigold Рrivate Сlient, Citigold, Citi Priority, поддерживающие соответствующие балансы, и клиенты, которые обслуживаются в рамках зарплатных проектов, могут пользоваться банкоматами других банков для снятия наличных без комиссии", — комментируют в пресс-службе Ситибанка. Также в пресс-службе сообщили, что не изменились способы внесения наличных на счет (через банкомат, терминалы, через перевод из другого банка, посредством перевода по почте).
"В сети отделений Ситибанка расположено около 30 банкоматов, однако клиенты Сitigold Рrivate Сlient, Citigold, Citi Priority, поддерживающие соответствующие балансы, и клиенты, которые обслуживаются в рамках зарплатных проектов, могут пользоваться банкоматами других банков для снятия наличных без комиссии", — комментируют в пресс-службе Ситибанка. Также в пресс-службе сообщили, что не изменились способы внесения наличных на счет (через банкомат, терминалы, через перевод из другого банка, посредством перевода по почте).
Онлайн-каналы вместо сети
В целом сокращение точек продаж в пресс-службе банка объясняют изменениями в стратегии банка. "Функционал банковских отделений в последние годы сильно изменился. Все больше наших клиентов активно пользуются удаленными каналами обслуживания и все реже обращаются в отделения, а значит нет необходимости в их большом количестве. Роль отделений в привлечении новых клиентов также уменьшается, уступая онлайн-каналам", — говорят в пресс-службе Ситибанка.
"В основе новой розничной стратегии банка — инвестирование в открытие высокотехнологичных финансовых центров. В них клиенты могут решать свои финансовые задачи, для которых необходимо личное присутствие и консультация персонального менеджера — например принятие решений в области управления личным капиталом. Мы считаем, что будущее банковского бизнеса за открытием таких отделений и развитием дистанционных каналов обслуживания клиентов, заботящихся о личном времени. Санкт-Петербург, как и раньше, является для Citi важнейшим регионом в России", — добавили в пресс-службе.
В чем именно состоит новая стратегия банка и зачем меняется розничная инфраструктура, в банке пока не говорят и обещают рассказать позднее, во время официального открытия первого цифрового отделения на Невском проспекте, 68.
Тренд или перебор
"Каждый банк придерживается своей стратегии, и уровень развития сети у всех разный. Но я считаю, что банкам, которые занимаются розницей, по-прежнему необходима широкая сеть, в том числе и банкоматов, — говорит президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович. — Общее количество банкоматов и терминалов на Северо-Западе не сокращается. Не знаю, какова причина сокращения банкоматной сети в рассматриваемом случае, но в целом, исходя из наших наблюдений, в регионе еще не было таких случаев, чтобы какой-либо банк резко сокращал количество банкоматов из-за увеличения доли безналичных расчетов или расчетов онлайн. Все, конечно, стремятся к развитию дистанционных сервисов, но банкоматную сеть пока не сокращают, разве что меняют их расположение на более удачное".
"Это тренд, основанный на удобстве удаленного обслуживания и низких издержках относительно содержания офисов и сотрудников в них. Поэтому описанные действия Ситибанка вполне ожидаемы, — в то же время считает руководитель аналитической службы финансовой службы группы "Доходъ" Всеволод Лобов. — Кроме того, судя по всему, структура клиентской базы банка позволяет ему массированно отказываться от физических офисов. Например, Сбербанку тут, возможно, немного сложнее, так как его клиентская база слишком широка и значительной части его клиентов пока офисы необходимы. Таким образом, ответ на вопрос об эффективности такого решения Ситибанка лежит в области потребностей и привычек их клиентов. Если они им следуют, тогда все хорошо".
Годового отчета за 2015 год Ситибанк еще пока не опубликовал. По данным за 9 месяцев 2015 года, опубликованным на сайте ЦБ, Ситибанк заработал 11,8 млрд рублей прибыли, почти в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2014 года (4,8 млрд рублей). На фоне резко снизившейся в прошлом году прибыли почти всех "дочек" зарубежных банков (Ситибанк — "дочка" американской Citigroup) он единственный смог нарастить прибыль за 9 месяцев 2015-го, ранее писал "ДП". Вместе с тем за I квартал 2016 года Ситибанк заработал только 50 млн рублей против прибыли в 6,1 млрд рублей в I квартале 2015 года.