В Курортном районе есть природные условия и исторические предпосылки для появления здоровой среды для жизни и отдыха. Но нужны инвесторы и стремление горожан к здоровому образу жизни.
Курортный район примечателен тем, что находится в городе, но при этом по сути представляет собой загородную территорию, имеющую большой потенциал развития инфраструктуры для отдыха, спорта, оздоровления.
На круглом столе "Здоровый образ жизни в современном городе", организованном компанией Seven Suns Development, рассматривались перспективы развития курортного отдыха в Курортном районе, новые проекты, которые будут этому способствовать, а также более глобальные вопросы: здоровье горожан, стремление к здоровому образу жизни, стремление к благополучию во всех смыслах.
На фото: Алексей Куимов, глава администрации Курортного района Санкт-Петербурга
Курортный район — зона рекреации, оздоровления. По сути, это уникальное пространство для наших горожан, куда летом можно выехать с семьей и отдохнуть. В советское время так и было: вся береговая линия — а ее длина почти 50 км — примыкала к пансионатам, домам отдыха, санаториям, детским лагерям. Но после распада Советского Союза многие территории перешли в частные руки, в том числе и пансионат "Дюны" — одно из лучших мест в Курортном районе. Долгие годы он находился в запустении, как и пляжная территория в этом районе. В этом году мы планируем обустраивать здесь одно из лучших пляжных пространств. Так, уже с 1 июня начнет работать галерея, которая будет вести от автобусной остановки к пляжу.
Мы долгие годы ждали инвестора, но, поскольку это территория частная, а не городская, то даже на уровне городских властей повлиять на процесс было почти невозможно. И если первый проект, предложенный собственником, представлял собой, по сути, апартаменты, то сейчас мы добились того, чтобы инвестор сделал шаг в сторону рекреационной направленности, социальной, оздоровительной и восстановительной функции.
Мы надеемся, что здесь появятся общественные современные и удобные пространства, которые будут общедоступными для жителей, для детей, для семей, без заборов, закрытых пляжей и территорий.
Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development:
Сейчас понятие о собственном доме, его границах для большинства ограничено стенами собственной квартиры. Мы же считаем необходимым расширять зону ответственности за тот мир, в котором мы живем. Поэтому часть общественных специализированных объектов, которые мы построим в рамках проекта Парк здоровья "Светлый мир "Внутри" на территории бывшего пансионата "Дюны", будут работать на коммерческой основе, а часть мы планируем сделать общественными, которые будут реализованы на принципах соучастия людей. Что подразумевается под этим? Инфраструктурные объекты строятся под ключ за счет инвестора, а дальше будет налажена система самоуправления этими объектами жителями города с образованием активных групп. А также будет реализована система использования и поддержания этих объектов за счет добровольных взносов граждан, пожертвований. Каждый сможет считать эти объекты своими, заботиться о них.
Общедоступная санаторно–курортная инфраструктура будет включать в себя многочисленные универсальные спортивные и оздоровительные площадки, как открытые, так и закрытые, школы фитнеса, йоги, танцевальные и спортивные секции, пункт выдачи спортивного инвентаря для летних и зимних видов спорта. Также здесь появятся фитнес–центр с бассейном, лечебно–оздоровительный центр, теннисный корт, пекарня, магазин здорового питания, кафе, ресторан, паркинги и другие постройки. Общая площадь Парка здоровья "Светлый мир "Внутри" составляет 17,5 га, на ней планируется возвести 19 корпусов для временного проживания и до 11 корпусов для отдыха и поддержания здоровья. Высота зданий не будет превышать шесть этажей, строительство ведется по монолитной технологии, подразумевающей вентилируемые фасады и облицовку зданий деревом. На крыше каждого корпуса будет разбита комфортная благоустроенная терраса с шезлонгами и зонами отдыха. Среди домов появятся зеленые насаждения, детские и спортивные площадки, будут оборудованы тротуары, проезды и велодорожки. Комплекс, который мы планируем реализовать на этой территории, должен стать частью воссоздания инфраструктуры Курортного района.
Евгений Карпов, советник главы Курортного района Спб, кандидат исторических наук:
Основной проблемой Курортного района, которая обострилась лет 25 назад, хотя была и при советской власти, я бы назвал общественную недоступность пространства. Это страсть к заборам, из–за которых люди не могут никуда попасть. До сих пор идут разбирательства, в основном насчет объектов, которые напрямую примыкают к озерам, и благодаря правовому хаосу 1990–х гг. некоторые из них нелегко убрать.
Если посмотреть вглубь истории, то территория Курортного района всегда была оздоровительной. Там было много усадеб, люди туда ехали, чтобы получить определенный комфорт, улучшить здоровье. Но дачная жизнь была не такой приватной — она была достаточно публичной. Например, в парке в Зеленогорске Мейерхольд ставил свои экспериментальные спектакли, в Солнечном Горький поставил спектакль "Дети солнца".
Особенно культивировалась публичность пространств в советское время — здесь появились санатории, профилактории, дома отдыха и творчества. Но после кризиса 1991 г. доступность пространств стала утрачиваться. Возник и остро стоит вопрос о сохранении курортного наследия Санкт–Петербурга, и в первую очередь о том наследии, которое сосредоточено в Курортном районе. Нужна золотая середина. Приватные пространства были и будут всегда, но есть пространства, которые по умолчанию должны быть доступными, — это выход к водоемам, детские и спортивные площадки.
Сейчас многие организации пытаются реализовывать модные направления, но, на мой взгляд, они должны сохранять ту жемчужину, которая была наработана у них за годы. При этом нужны новые подходы, новые взгляды. Например, модель государственно–частного партнерства могла бы быть здесь реализована. Философия, которая лежит в этом проекте, созвучна с тем, что мы сегодня ищем для обновления курортной витрины. Это доступность общественных пространств, доступность здорового образа жизни, среды и возможности пребывания в этой среде, когда все сделано для того, чтобы человек собрал свою волю в кулак и занялся оздоровлением.
Олег Сироткин, начальник сектора здорового образа жизни Комитета по здравоохранению СПб:
Формирование здорового образа жизни — дело непростое. В большом городе сохранять свое здоровье вроде и легко — есть много специалистов, клиник, а с другой стороны, тяжело, потому что нужно изменить отношение к здоровью, поменять ментальность. По оценкам экспертов ВОЗ, самые распространенные заболевания — это гипертоническая болезнь, вклад которой в смертность составляет 35%, повышенное содержание холестерина — 23%, курение — 17%, недостаточное потребление фруктов и овощей — 12%, ожирение — 12%, недостаточная физическая нагрузка — около 10%, а также злоупотребление алкоголем — около 11%.
Часть этих факторов зависит непосредственно от человека, а избавиться от другой части должны помочь специалисты. Во–первых, нужно помочь проверить здоровье, а во–вторых, если выявляются какие?то факторы риска, то вылечить. Вклад непосредственно здравоохранения в здоровье человека — примерно 10%, а значит, все остальное зависит от самого человека и окружающей его обстановки. За последние 5 лет в городе сформирована большая сеть центров здоровья — 22 для взрослых и семь для детей — для тех, кто хочет проверить свое здоровье. В 2010 г. самостоятельно туда обратились 44 тыс. человек, в 2012 г. — уже 66,5 тыс. человек, в 2014 г. — 74,6 тыс. человек, за 2015 г. центры здоровья посетили 82 тыс. человек. К текущему моменту число обратившихся в центры здоровья уже составило около полумиллиона.
Вторая стратегия — создание профилактической зоны. Это, конечно, та масштабная диспансеризация, которая проходит сейчас в городе. Более 800 тыс. человек за 2015 г. посетили врачей, чтобы проверить свое здоровье. Ну и третье направление — это, конечно, лечение тех, у кого выявлены заболевания. Параллельно создаются, например, кабинеты по отказу от курения. Хорошо, если этот проект будет еще одной площадкой, где человек может поправить свое здоровье. Но работа эта даст результат не быстро, через 5–10 лет. Правда, уже сейчас можно отметить, что количество людей, считающих себя здоровыми, в нашем городе увеличилось за последние 5 лет.
Ольга Ушакова, архитектор, историк архитектуры, доцент кафедры архитектурных конструкций СПбГАСУ:
Чтобы место было курортным, нужно много составляющих: нужно место, нужна архитектурная среда, которая осталась нам в наследство после более чем 100–летнего использования этого места как курорта, нужен и хороший сервис современного уровня, который пока у нас отстает. И, конечно, должна быть современная архитектурная среда. Сегодняшний проект — это первая заявка в нашей архитектурной практике. Подобные проекты существуют в Европе, и мне хотелось бы, чтобы он был реализован. Архитектура всегда была огромным ресурсом для курортов. Мы ездим в Карловы Вары не только на воды, нам важно попасть в особую архитектурную историческую среду, уникальную, созданную для человека, отражающую собственное время.
Чтобы Курортному району стать курортом не только по названию, но и по сути, по основной функции, которую он выполняет для города, очень важно грамотно относиться к наследию. Нам бы не хотелось, чтобы новый проект превратился в резервацию среди умирающего архитектурного наследия: со строительством заборов, с разрушением визуальных связей и невозможностью подойти к воде. Это бич Курортного района. Есть нормы озеленения, нормы высоты заборов — они просто не соблюдаются.
К сожалению, существует опасность, что мы видим новое и забываем про старое. Во всех хороших курортных европейских центрах очень бережное отношение ко всему старому, к архитектурному наследию. Но при этом я и не сторонник консервации, превращения в музей, в экспонат какого–то кусочка, архитектурная среда Курортного района должна жить и развиваться.
Марина Комова, доктор наук, практикующий врач, гинеколог-эндокринолог, основатель и идеолог проекта Human 3000:
Человек, который двигается в сторону здорового образа жизни, просто теряется в океане информации. Очень много противоречивых данных, особенно касающихся здорового питания. А есть еще вопросы движения, окружения и т. п.
Прошлой осенью в нашем городе стартовал проект Human 3000 — "Человек третьего тысячелетия", и, хотя проект молодой, в Сети он уже получил охват аудитории более 150 тыс. человек. Один из блоков нашего проекта как раз информационный, помогающий разобраться в разных аспектах. Например, задумываясь о здоровом питании, человек ударяется то в вегетарианство, то в сыроедение и только потом видит сам, что система здоровья индивидуальна для каждого человека.
Еще одна тема, которой мы занимаемся, — здоровый образ жизни людей среднего возраста. Ведь если молодежь чаще понимает, чем нужно заниматься, ищет информацию, то для людей более старшего возраста это сложнее. А человек хочет иметь высокое качество жизни независимо от возраста. На Западе тема ЗОЖ для людей этого возраста открыта, у нас же пока очень не развита. А культура народа зависит во многом от того, как мы относимся к тем людям, которые неспособны полностью о себе позаботиться.
Равиль Назыров, директор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, руководитель центра психотерапии "Басков 34", доктор медицинских наук:
Время от времени возникает идея создать очередной "Город Солнца", и такие попытки, как правило, заканчиваются неудачей. Последняя такая на моей памяти была в крупном МЖК одного из сибирских городов, где хотели создать отдельный молодежный микрорайон с собственной инфраструктурой и самоуправлением, где люди должны быть счастливы. Когда мы говорим о таких проектах, то главное, чтобы в них не было благоглупостей и каких–то простоватых, наивных решений. Человек — это сложная система, и особенно это касается здоровья. По определению ВОЗ, здоровьем является состояние полного физического и психического благополучия. А что такое благополучие? Это целостная система человеческого функционирования, которая начинается с того, что есть в голове у человека и что движет его жизнь. Это цели и ценности, которые потом реализуются в близких отношениях в семье и с друзьями; в дистантных отношениях — это и приятели, и хобби, и жизнь в "большом социуме". Все это должно обеспечиваться трудовой деятельностью, когда человек не только получает деньги, но и реализовывает себя в профессии. И только теперь дело доходит до организма, погруженного в среду обитания и который хорошо себя чувствует в среде.
Так что модель современного функционирующего человека — от цели к телу и среде обитания, а не наоборот. Поэтому попытки привить человеку здоровый образ жизни, начиная со среды и тела, всегда заканчиваются неудачей. Возьмем фитнес, который, несомненно, обеспечивает здоровье тела. Существует целый ряд зависимостей от фитнеса и спорта. Люди погружаются в спорт, и он вытесняет и семью, и отношения, и дружбу. Именно апелляция исключительно к телу и среде обитания способствует возникновению зависимостей, кризисных состояний, суицидальных настроений. Если дать человеку все, что он хочет, то он начнет деградировать. Человек должен приобретать только то, что может получать через труд и целесообразную деятельность.
И поэтому нужно выстраивать такие проекты, чтобы они не были надуманными. Может быть, людям нужно предложить конкуренцию, чтобы они приходили с какими–то собственными идеями и проектами. Нужно дать не готовое пространство для времяпрепровождения, а свободное пространство и возможности самореализации. Таким образом, тело не должно быть целью, а должно быть способом для реализации целей и ценностей человека.