В правительстве решили сделать самой уважаемой в стране профессию предпринимателя. Еще недавно примером для подражания собирались сделать инженеров и рабочих, но, видимо, что-то пошло не так. Когда наступают тяжелые времена, власти всегда пытаются искать опору в частной инциативе.
Премьер-министр
Дмитрий Медведев призывает сделать уважаемой профессию бизнесмена. "Нам очень важно, чтобы наши люди, обычные наши граждане, воспринимали предпринимательский класс не как враждебный, а как пример для подражания, как людей, которые сделали успешную карьеру за счет собственного труда, за счет огромного количества сил, — сказал Дмитрий Медведев на встрече с представителями предпринимательской платформы "Единой России". — Только тогда мы сможем изменить и восприятие нашей страны, и общую ситуацию в экономике, социальной сфере, когда профессия предпринимателя станет одной из самых уважаемых в стране".
Идея вроде бы хорошая. Правда, несколько лет назад тот же самый Дмитрий Медведев делал акцент на рабочих специальностях и призывал повысить их престижность. "В массовом сознании квалификация технического специалиста должна стать синонимом жизненного успеха и показателем конкурентоспособности. И вообще к этому сегодня есть все предпосылки, ведущие компании готовы платить таким специалистам высокие зарплаты", — эта цитата относится к 2011 году.
Это было как раз то время, когда Владимир Путин публично обещал создать за 15 лет 25 млн рабочих мест. Какое-то время, по его оценкам, дело шло "полным ходом", но сейчас что-то застопорилось. Последние мнения по этому поводу недавно высказывали аудиторы Счетной палаты: в двух словах — они опасаются, что достичь результата не получится.
И еще, кстати, это было время, когда бизнес предлагал реформировать Трудовой кодекс в своих, естественно, интересах, а президент и премьер стучали кулаком по столу и говорили, что этому не бывать.
Вполне возможно, конечно, что задача считается выполненной, и техническая квалификация уже стала синонимом жизненного успеха. Теперь можно переключиться и на другие профессии. А может быть, и так, что раз с рабочими местами не заладилось, правительство решило: ну куда теперь всех этих людей девать? Пусть уж идут на волю, в бизнесмены, глядишь, кто и выплывет.
Удивительного мало. Когда наступают тяжелые времена, власти всегда пытаются искать опору в частной инциативе и гражданском обществе, делая вид, что прессинг со стороны государства — всего лишь маленькое недоразумение. Хотя не стоит, наверное, так уж часто, раз в три года, переворачивать массовое сознание людей, а то у них может какое-нибудь расстройство приключиться. Люди только специальность освоили, а им теперь говорят: нет, пример для подражания — это бизнесмен. И делай что хочешь.
Призыв сделать профессию предпринимателя уважаемой внушает и опаску. Ведь повышение престижа означает главным образом значительное повышение доходов. Когда кто-нибудь предлагает повысить престиж профессии учителя, врача или военного, это означает предложение поднять сотрудникам зарплаты. Доходные места в дополнительной поддержке и пропаганде не нуждаются. И если премьер-министр заговорил о бизнесменах, это, соответственно, может означать то, что, по его наблюдениям, доходность бизнеса в России упала либо скоро упадет.
Конечно, государство собирается доходность стимулировать. Вот и Дмитрий Медведев на той же встрече посоветовал размещать заказы у российских компаний, даже если их продукция уступает по качеству зарубежной. Доходным, а значит, и уважаемым, должен стать в первую очередь тот бизнес, который ориентирован на госзаказ. А предприниматель, который сидит на госзаказе и который на нем не сидит, — это все-таки две большие разницы.