"ДП" стало известно, на каких условиях сын экс–главы РЖД Андрей Якунин ведет бизнес с управделами президента. Инвестдоговор на реконструкцию дома со львами на Вознесенском пр. под отель Four Seasons составлен так, что другим девелоперам остается только завидовать.
В ходе журналистского расследования источники "ДП" сообщили подробности инвестдоговора и допсоглашений к нему, заключенных между Управлением делами президента РФ и ЗАО "Тристар Инвестмент Холдингс" на строительство делюкс–отеля Four Seasons Lion Palace на Вознесенском пр. в Петербурге.
Согласно полученной информации, аренда здания, в котором разместился один из самых дорогих отелей Петербурга, обошлась инвестору примерно в 1,2 млрд рублей за 48 лет, при этом расходы на реконструкцию возмещались и шли в счет аренды. Бизнесмены говорят, что на таких условиях проектом охотно занялся бы каждый. Если бы его выставили на конкурс, бюджет мог получить более выгодные предложения от инвесторов. Источники предполагают, что везение "Тристара" связано с именем председателя совета директоров компании Андрея Якунина, сына экс–главы РЖД Владимира Якунина, который считается другом Владимира Путина.
Совсем нет денег
Исторический особняк Лобанова–Ростовского на Вознесенском пр., 1, больше известный как дом со львами, был передан Управлению делами президента в 2002 году с формулировкой "для государственных нужд". Также ведомство получило здания Сената и Синода и несколько других исторических комплексов. В доме со львами управление собиралось разместить одно из своих подразделений, но вскоре заявило, что денег на реконструкцию в бюджете нет и нужны инвестиции. К слову, по той же причине под гостиницу хотели приспособить Сенат и Синод. Но эта идея вызвала возмущение общественности и депутатов, и от нее отказались.
Инвестдоговор на реконструкцию и аренду дома со львами подписали в декабре 2004 года. От управления его согласовал Владимир Кожин, помощник президента по вопросам военно–технического сотрудничества, а на тот момент — управделами президента. От инвестора подпись поставил лично Андрей Якунин. Он, по данным СПАРК, был и совладельцем компании до ее вывода в кипрский офшор.
Проект вошел в портфель фонда VIY Management. В фонде не называют имена инвесторов, вложивших деньги в реконструкцию дома со львами. В 2010 году документ был переименован из инвестиционного в обычный договор аренды. "Инвестдоговора не существует. Есть договор аренды, по которому мы связаны обязательствами о конфиденциальности и не можем разглашать условия", — сообщили в VIY Management, добавив, что реконструкция шла за счет инвесторов. В Управлении по делам президента тоже сослались на конфеденциальность данной информации.
Начали за здравие
Как сообщают источники "ДП", знакомые с документами, условия договора первоначально предполагали, что "Тристар" реконструирует за 1,1 млрд рублей под гостиницу здание площадью 13,5 тыс. м2 за 2,5 года, к середине 2007 года. Но в 2009 году площадь здания увеличилась почти вдвое: инвестор запланировал в проекте мансарду, возмутившую градозащитников, а также банкетный зал на подземных этажах и стеклянную крышу над двором. Стоимость реконструкции при этом изменилась и составила $100 млн, что тогда соответствовало 2,3 млрд рублей по курсу 23,5 руб. / USD. Затем сроки сдачи гостиницы несколько раз переносили. Судя по всему, "Тристар" получил разрешение Минрегионразвития на ввод объекта в эксплуатацию в 2011 году. Вскоре был готов кадастровый паспорт и прочие документы. Но гостиницу торжественно открыли лишь летом 2013 года. На открытии представители "Тристара" заявляли, что работы в итоге обошлись значительно дороже — в $250 млн.
Как стало известно "ДП", за каждый день просрочки с инвестора причитается 0,1% от цены невыполненных работ. То есть за несколько лет должно было набежать более 1 млрд рублей. "Срывы работ действительно были, но потери по ним нес именно "Тристар Инвестмент Холдингс", — заверили в VIY Management.
Генподрядчиком реконструкции выступала недавно обанкротившаяся "Интарсия". В 2012 году "Тристар" потребовал с нее 1,5 млрд рублей и $62,5 млн за срыв сроков и низкое качество работ, а "Интарсия" с "Тристара" — доплатить 660 млн рублей и $8,5 млн. Разбирательства продолжаются, очередное заседание суда пройдет 20 июня.
Сколько бы ни стоили работы, управление возмещает их стоимость "Тристару", сообщают источники.
Щедрость управления
Но самое примечательное — это цена аренды дома со львами. Как сообщают источники "ДП", из допсоглашений следует, что в 2009 году петербургская фирма "РМС–Оценка" оценила стоимость аренды дома со львами в 2,2 млн рублей в месяц, то есть около 90 рублей за 1 м2, или 1,2 млрд рублей на 48–летний срок аренды. На запрос "ДП" о том, как была получена такая цифра, в компании не ответили. В VIY Management сказали, что оценка производилась строго по закону. Между тем сегодня стоимость номера в Four Seasons достигает 500 тыс. рублей в сутки. За первый полный год эксплуатации здания оборот "Тристара" составил почти 900 млн рублей, а активы — 10 млрд рублей (по бухотчетности в СПАРК). Причем управление не может пересмотреть стоимость аренды без согласования с "Тристаром". Исключение составляет коэффициент–дефлятор, который можно применить раз в год, если официальная инфляция превысит 15%. Но это маловероятно, поскольку Центробанк прогнозирует инфляцию 6,5% на этот год.
Также есть условие, которое звучит следующим образом: "Принимать все разумные меры для первоочередного размещения представителей федеральных органов власти и их должностных лиц при пользовании ими гостиничными услугами".
Сложно сказать, что считается "разумными мерами". Но не секрет, что именно в Four Seasons проходят многочисленные мероприятия с участием федеральных чиновников, там же они и останавливаются, что тоже помогает инвестору зарабатывать. Собеседники "ДП", собственники крупных компаний, охотно пользуются услугами фешенебельной гостиницы. По их словам, качество этих услуг, как и цены, — на высшем уровне. Но называют они отель не Lion Palace, а "Гостиница Народная", видимо имея в виду бюджетную составляющую проекта.
Успешные бизнесмены
Инвестдоговор в Петербурге нередко превращается просто в выгодную сделку для влиятельного предпринимателя. Похожим образом город рассчитался со структурами бывшего совладельца Балтийского банка Андрея Исаева за реставрацию Дома Зингера. Кроме того, в 2011 году город выкупил порт "Морской фасад" у управляющей компании, подконтрольной группе First Quantum Виталия Южилина, хотя планировалось, что та будет самостоятельно окупать проект.
Если же вернуться к Владимиру Якунину, то в 2012 году активы порта Усть–Луга на 6,7 млрд рублей перешли ТЛК, где 79% акций распределились между структурами Валерия Израйлита и РЖД, которые возглавлял Владимир Якунин, хотя в Усть–Лугу они ранее не инвестировали.
“
Я бы не назвал это инвестиционным договором, потому что проект не требует инвестиций. А бизнес хороший. Если бы ко мне пришли и сказали: "Вот тебе здоровенное здание, эксплуатируй его и все деньги клади в карман", — я бы согласился без промедления. Конечно, поинтересовался бы, с чего такая щедрость. Но, в принципе, даже если бы ответили: "Не твое дело", — не изменил бы своего решения. Сказал бы: "Все хорошо, меня все устраивает". А кто от такого откажется?
Игорь Водопьянов
Управляющий партнер УК "Теорема"
“
Как предприниматель, я вижу, что в процессе исполнения договор стал действительно очень выгодным для инвестора. С другой стороны, как юрист, я практически уверен, что эти документы пройдут любую правовую экспертизу. Всем, кто был в отеле, понятно, что реконструкция произведена и она была крайне дорогостоящей. Но ситуация с дофинансированием и изменением условий госконтракта — это такое частое явление. Стоит вспомнить стадион на Крестовском острове, например. Можно привести десятки примеров. Иногда в этом можно усмотреть признаки коррупции, а иногда — стечение обстоятельств, когда подрядчик в результате того же экономического кризиса больше не может исполнять условия контракта и их приходится пересматривать.
Александр Смыслов
руководитель юридического агентства Premium Right