Рецензия на выставку Александра Дашевского "Павшие и выпавшие"

Арт-критик Станислав Савицкий о выставке Александра Дашевского "Павшие и выпавшие".

Современное искусство — удивительно неопределенная вещь. Оно декларативно демократично, но понятно немногим посвященным. Воспевает свободу — и превращает ее в зрелище, а иногда и вовсе в фарс. Сontemporary art претендует выражать высокие эстетические и гуманистические ценности. Оправданы ли эти претензии — сложно сказать: слишком нарочиты в актуальном искусстве наигранность и расчет.
Александр Дашевский долго работал над выставкой о современной русской жизни "Павшие и выпавшие", открывшейся недавно в галерее Anna Nova. Можно было ожидать разного: карикатуры на наше житье–бытье, грантовый проект в духе социального активизма или гимн всеобщему благополучию. Дашевский же написал картины о кризисе, переживаемом россиянами. Когда–то такое искусство называли критическим реализмом. Это, похоже, его новая версия: умелая, старательная и, несмотря на искренность намерения и мастерство живописца, не вызывающая у зрителя сопереживания. Все сделано профессионально: и картины, и развеска, и подача. Чтобы избежать недоразумений и точно передать месседж проекта, художник отказался от услуг куратора, сам построил экспозицию и написал к ней текст. Это многотрудная выставка, продуманная и дельная. Холсты скомпонованы как абстрактные формы или повторяют контуры изображаемых фигур. Рама и картина с традиционным обозначением границ изображения упразднены.
Перед нами выхваченные из потока повседневности сцены. Большинство фиксируют момент бесцельного ожидания, прострации, обморока и других случаев выпадения из жизни. Эти не верящие в то, что завтра когда–нибудь наступит, люди — герои нашего времени, не знающего ни обязательств, ни обязанностей, ни прав, ни надежд на определенность. Никаких гарантий, полный и безоговорочный апофеоз беспочвенности, и ни малейших ожиданий найти выход из этого студнеобразного существования. Деградация дома и на службе. Деградация как modus vivendi. Что ни говори, жесткая критика России, причем так аккуратно и интеллектуально упакованная в арт–проект, что вместо безысходности и отчаяния видишь в ней заслуженный успех художника и галереи.