На восстановление погоревшего на Средне-Невском судостроительном заводе тральщика потребуется 2 месяца. Убытки пока полностью не подсчитали, но, по предварительным оценкам экспертов, они могут достичь 500 млн рублей.
В начале июня на
ОАО "Средне-Невский судостроительный завод" (СНСЗ, входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) загорелся строящийся для ВМФ РФ инновационный тральщик "Георгий Курбатов". Его корпус изготавливают не традиционным способом, из стали, а из композитных материалов. В августе корабль планировали спустить на воду, но теперь сроки сдвигаются.
"Потребуется 2 месяца на восстановительные работы. Завод будет работать в три смены, чтобы наверстать график", — заявил Алексей Рахманов, президент ОСК в четверг, 16 июня, на церемонии спуска головного атомного ледокола "Арктика" на Балтийском заводе.
"Убыток считаем, он несопоставим со стоимостью корпуса", — добавил Алексей Рахманов. На самом заводе тоже не смогли уточнить суммы дополнительных расходов. "Убыток от происшествия и затраты на восстановление в настоящее время просчитываются. Приблизительные цифры не называем", — заявили на предприятии. Цену тральщика не раскрывают ни на заводе, ни в Минобороны. Эксперты оценивать затрудняются, так как корабль строится не по традиционной технологии.
Один из судостроителей, по просьбе "ДП", оценил расходы на восстановление корпуса по трудозатратам, энергоресурсам примерно в 300-500 млн рублей. "Возможно, расходы будут и выше. Нужны новые материалы, затраты на оплату труда серьезно возрастут, налоги. Все это сложно посчитать навскидку. Но, скорее всего, речь идет о сотнях миллионов рублей. Корпус корабля, его верхняя часть, как я видел, достаточно сильно пострадал. И еще не понятно, как высокая температура отразилась на корпусе. Может, придется все заново делать", — говорит другой эксперт.
О причинах пожара тоже пока известно мало. Накануне пожара композитный корпус корабля извлекли из матрицы, в которую он заливается. После чего корпус завели обратно в эллинг, начали монтировать леса для достройки корабля. "Никаких других подозрений, кроме короткого замыкания либо злого умысла, у нас нет. Много вопросов к начальнику цеха, который обеспечивает безопасность", — говорит Алексей Рахманов.
Сразу после пожара в СМИ со ссылкой на руководство завода появилась версия, что причина возгорания — диверсия. "А что вы хотите? Очень удобная для руководства версия, снимающая ответственность. Госдеп поджигал. Не иначе. Или представители бывшего братского народа. Хотя я не удивлюсь, если признают диверсию", — иронизирует один из судостроителей.
Взрывы и пожары на местных верфях — явление почти заурядное. Только на Северной верфи сообщалось о нескольких происшествиях, происходили возгорания и на Балтийском заводе. Все это говорит лишь о катастрофическом непрофессионализме менеджмента в технике безопасности.
Передать корабль флоту СНСЗ все же надеется в установленный в контракте срок — в сентябре 2017 года. Контракт с Минобороны на строительство трех серийных кораблей проекта 12700 СНСЗ подписан в апреле 2014 года. Спустя год, в апреле 2015-го, на верфи заложили первый серийный корабль. Передать корабли флоту планируется до 2018 года. Однако пока завод не может отдать флоту головной корабль этого проекта "Александр Обухов", спущенный на воду еще в июне 2014 года. Предполагалось, что он войдет в состав флота в ноябре 2015 года, но в начале 2015 года в СМИ со ссылкой на генерального директора СНСЗ Владимира Середохо появились сообщения о срыве сроков сдачи из-за отказа французских партнеров поставить необходимое оборудование. Речь идет о системе поиска мин.