Президент РФ Владимир Путин на ПМЭФ–2016 предложил европейцам дружить против США, пригласив их в проект "Большой Евразии". Опрошенные "ДП" бизнесмены по–разному отнеслись к этой перспективе, но никто из них уже не сомневается, что изоляция — это путь в никуда. Тем более, что и их зарубежные партнеры, в отличие от политиков, хотят дружить.
Главным заявлением ПМЭФ–2016 стал призыв президента РФ Владимира Путина к европейским партнерам о создании Евразийского союза.
Этот альянс создается в противовес Трансатлантическому партнерству, инициатором которого выступают США. Так что Владимир Путин, по сути, открыто предложил Европе дружить против Америки.
"Деловой Петербург" попросил бизнесменов в кулуарах ПМЭФ порассуждать о том, нужна ли России дружба с Западом и как ее добиться.
Большинство опрошенных заявили, что дружить готовы, но при условии, что дружба эта будет честной и взаимовыгодной. Экономические санкции против России, установленные и продленные Западом, по признанию бизнесменов, очень осложняют им жизнь.
Герман Греф, председатель правления Сбербанка России:
Очевидно, что сегодня камнем преткновения в отношениях с Западом является ситуация вокруг Украины. Поэтому нужно немедленно найти подход к решению этой проблемы.
Здесь, на экономическом форуме, было много встреч российских бизнесменов с европейскими бизнесменами и политиками.
Тема Украины постоянно ставилась во главу угла, и все сходились во мнении, что эту историю нужно поскорее заканчивать.
Очевидно, что разрешение ситуации на Украине не находится в руках России. Эта ситуация может быть разрешена только путем движения с украинской стороны и ответного движения с российской стороны.
После снятия этой проблемы можно и нужно просто дружить с Европой, с уважением друг к другу относиться.
Роман Панов, генеральный директор компании "Росгеология":
Я не думаю, что нам нужно первыми предпринимать шаги к сближению. Да, сегодня у России есть сложности с доступом к капиталам, к некоторым технологиям.
Но, с другой стороны, сегодняшняя ситуация дала нам шанс переосмыслить нашу роль в глобальной экономике, оценить правильность нашего пути, выявить резервы нашей устойчивости к стрессам, которые могут возникать извне.
В последние 3 года осознанно реализуется политика развития России как конкурентоспособного игрока на мировом рынке. Мы можем делать те продукты, которые необходимы в первую очередь нам, а также предлагать их на международном рынке. Мы несем потери от антироссийских санкций. Не мы первыми их вводили, поэтому было бы логично, если бы Запад первым сделал шаг нам навстречу.
Станислав Протасов, сооснователь IT–компании Acronis:
Я слышал историю, как итальянский бизнесмен приехал в Сибирь и стал там организовывать совместный бизнес. На пресс–конференции его спросили: "А как же санкции?" Он сказал: "Я деньги зарабатывать приехал, а не разбираться в санкциях". Так что до той поры, пока законы страны, в которой бизнес находится, не запрещают ему иметь свое дело, он о санкциях не думает.
Российский бизнес продолжает работать и с Западом в том числе. Возможно, санкции станут даже жестче. Но нормальный бизнес всегда исходит из того, что ситуация должна улучшаться. Если вы пессимист, надо заниматься не бизнесом, а, скажем, писать мрачные футурологические прогнозы. А нормальный бизнесмен всегда на что–то надеется, вкладывает деньги, часть из них теряет, пытается опять... Знаете, как Черчилль сказал? "Успех — это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма".
Что российский бизнес может сделать, чтобы подружиться с Западом? Не отвечу. Заниматься геополитикой — это не задача бизнеса. Бизнес должен заниматься бизнесом.
Захар Смушкин, совладелец компании "Старт Девелопмент":
Если лаконично сказать, то подружиться с Западом хотелось бы. Но в той парадигме, в которой мы находимся (а те принципы, которые мы провозгласили, думаю, меняться не будут), нам придется больше рассчитывать на себя.
Альтернатива — рассмотреть какие–то другие, нетрадиционные варианты взаимодействия. Например, со странами Тихоокеанского региона, Китаем, Ираном, Индией.
Вячеслав Заренков, председатель совета директоров ГК "Эталон":
Дружить с Западом нужно. Как говорится, лучше плохой мир, чем добрая вражда. Кстати, с точки зрения бизнеса здесь нет никаких проблем. Мы открыты для встреч и общения. Мы с западными коллегами говорим на одном профессиональном языке. К сожалению, в политической сфере не все так однозначно. Но и тут не нужно опускать руки. Надо подключать дипломатов и договариваться. Большую работу по сближению России и Запада делают и культурные проекты вроде нашего "Созидающего мира". Представляя живопись современных российских художников в других странах, мы показываем Западу, что наше государство вовсе не медведь или волк, каким его там иногда видят. И наши художники открывают для себя Запад в таких поездках совсем не таким, как на экране телевизора. Людей сближает общение. Важно, чтобы оно не прервалось.
Вагиф Мамишев, советник губернатора Петербурга по национальным вопросам, председатель совета директоров Объединенных промышленных предприятий:
Мы хотим дружить с западными странами, но, к сожалению, если сказать по–житейски, они нас обманывают. Мы хотим сблизиться с ними, а они хотят подчинить Россию или развалить.
Мы 20 лет пытались наладить отношения с западными партнерами, а они под влиянием США совершают против нас недружественные действия. Мы серьезно страдаем от падения рубля и стоимости активов. Оценка состояния наших олигархов упала в несколько раз. Они–то с голода не умрут, но проблема в том, что снижение благосостояния распространяется на все население.
К сожалению, жить по принципу "главное — любовь, а деньги — грязь", как нас учили в Советском Союзе, не получается. Без денег жить трудно всем, и пожилым людям, которым не на что купить лекарства, и молодым, которым надо создавать семьи и покупать детям игрушки и подгузники.
Попытки восстановить дружбу с Западом все равно надо продолжать. Не потому что у нас нет возможности пережить разрыв, а потому что мы должны дать своим детям развиваться в разных направлениях, в том числе и с учетом западного опыта. Но такая дружба, когда ты протягиваешь руку, а от тебя отворачиваются, нам не нужна.
Дмитрий Костыгин, председатель совета директоров компании "Юлмарт":
И дружить, и работать, и конкурировать с Западом Россия должна. Это неизбежно. Западные компании давно присутствуют на нашем рынке.
Чтобы побеждать их в бизнесе, нужно создавать хорошие отечественные продукты. В идеале — эксклюзивные технологии и товары. Мы можем и должны это делать.
Михаил Зингаревич, президент Plaza Lotus Group, совладелец "ИЛИМ":
В том, чтобы подружиться с Западом, не все от нас зависит. Для этого России нужна своя стратегия, свои точки роста, свои преимущества, понятия и цели. Надо двигаться. Когда мы сами себе будем интересны, тогда мы и всем будем интересны.
Максим Шубарев, президент Setl Group:
Все решения в этом мире принимаются с оглядкой на закон цифр — где–то к счастью, где–то, наоборот, к сожалению. Именно поэтому сегодня главный вопрос, который стоит перед Россией, — это поднятие внутренней экономики. От этого зависят и пенсии бабушкам, и зарплаты, и налоги. Если этот вопрос решим, все остальные станут проще.
Если внутренняя экономика будет расти, то и во внешних отношениях, с Европой и другими регионами, все наладится.
Сергей Кравченко, президент Boeing Russia/CIS:
Я смотрю на санкции как на обстоятельство, серьезно осложняющее жизнь. Несмотря на то что нас напрямую, слава богу, эти решения не затронули, они нарушают самое главное для любого бизнеса — состояние стабильности и предсказуемости. А для аэрокосмической отрасли это особенно важно.
Мы заключаем контракты на десятки лет. Конечно, политическая напряженность не позволяет нам развивать эти проекты или вынуждает делать работу со скрипом. Это очень грустно.
Я не считаю себя специалистом по политике, но я бы очень хотел, чтобы эти отягчающие обстоятельства, это bump on the road, скорее закончилось.
Дмитрий Жидков, генеральный директор торгового дома "Инкор Трейд":
В текущих условиях бизнесу нельзя закрываться, необходимо искать точки соприкосновения с европейскими партнерами. Речь идет, конечно, прежде всего о торговых отношениях.
Необходимо делиться опытом, экспертизой, создавать рабочие группы, а также повышать грамотность в области экспорта и импорта продукции. Например, недавно открылся рынок Ирана, и мы его изучаем на предмет поставок охранно–пожарных систем, а также рассматриваем ближнее зарубежье.
Сергей Алексеев, вице–президент ООО "Экспофорум–Интернешнл", президент UFI:
Петербургский международный экономический форум показал, что нам обязательно необходимо поддерживать контакты с Западом, как и с США, и с Азиатским регионом, и с Африкой. Кстати, Африка к 2030 году будет самым интересным рынком в мире, как говорят аналитики.
Я, как президент Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), считаю, что дружить со всем миром крайне необходимо, изоляция приведет к губительным последствиям.
Ваша газета писала, что мы по некоторым технологиям отстаем на 20–30 лет, а то и навсегда.
Где бы я ни был, везде встречаю очень большое желание бизнеса сотрудничать с Россией. В США, Великобритании, Франции, Италии, Китае… Все понимают огромность нашего рынка, большую экономическую и геополитическую роль нашей страны. Последний пример: буквально в мае я был на встрече выставочных организаций и промышленников в Германии и там услышал фразу: пускай политики говорят все что угодно, но мы, бизнесмены, все равно будем под столом пожимать друг другу руки.
Павел Теплухин, главный исполнительный директор группы "Дойче Банк" в России:
Дружба всегда лучше ссоры. Так что надо двигаться навстречу друг другу. Хотя особенно навязываться тоже смысла нет, просто надо вести себя адекватным образом, и к тебе потянутся. Петербургский международный экономический форум в этом смысле — очень правильный формат, потому что здесь люди встречаются, общаются, спорят. В общем, вместе проводят время. Создается нормальный диалог. Только так могут выстраиваться отношения. А если люди сидят по своим квартирам и смотрят друг на друга через запыленные окна, вряд ли в этом случае может родиться дружба.
Франсуа Морван, генеральный управляющий отелями "Хилтон Санкт–Петербург ЭкспоФорум" и "Хэмптон бай Хилтон Санкт–Петербург ЭкспоФорум":
Наложение санкций и взаимные претензии не приводят ни к чему хорошему, потому что таким образом невозможно прийти к консенсусу, выстроить отношения, проложить мосты между странами. Отмечу — Франция всегда старается склонить Евросоюз к отмене санкций, но ЕС еще не готов к этому.