Петербуржец Павел Манович (33 года) в кризис 2008 года создал в России рынок автоматических онлайн–консультантов для бизнеса. В нынешний кризис он тоже не сидел сложа руки и придумал технологию Clicktex, в перспективу которой поверила тысяча компаний, в том числе ЛенСпецСМУ, ТezTour, "Техносила" и "Рольф".
Создатель Marva — первого в России онлайн–консультанта, сделанного для сайтов офлайновых бизнесов, — Павел Манович открыл свое дело в 2008 году.
Его стартап "Онлайн Консультант" фактически дал начало новому рынку.
Идея на 2 млн в месяц
"Сайты в то время предлагали потенциальным клиентам общаться с компанией в ICQ, — рассказывает Павел Манович. — Мне казалось это жутко неудобным, и я придумал технологию, которая стала в отрасли прорывом".
По сути, это был мессенджер в браузере, с помощью которого покупатель мог задать интересующий его вопрос консультанту компании, и, что еще более важно, сам консультант мог инициировать разговор с посетителем сайта.
Новый сервис работал на удержание клиентов и, соответственно, увеличение объема продаж. Только за первый год работы системой Marva воспользовались 500 компаний. Стартап привлек внимание не только клиентов, но и инвесторов: получил 4,5 млн рублей от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно–технической сфере, а затем еще 10 млн рублей от частного инвестора — за 15% компании. Месячный оборот "Онлайн Консультанта" превышал 2 млн рублей.
Ночное озарение
Быстрое развитие Marva спровоцировало появление других подобных сервисов, один из которых — LiveTex — обогнал первопроходца и стал самым заметным игроком на рынке онлайн–консультантов.
Эта компания появилась в 2010 году, а Павел Манович постепенно начал искать новую нишу в Интернете. Идея следующего успешного сервиса для сайтов пришла к нему в конце лета 2014 года.
"Я ехал из Москвы в Минск и не знал, в каком отеле остановлюсь, — вспоминает бизнесмен. — Оказалось, что гостиницы заняты: пришлось ночью экстренно искать со смартфона подходящее жилье. Так я заметил, что отели, вывешивая свои контакты, не заботятся о том, чтобы сделать удобным звонок для клиентов. Номер приходилось копировать, заносить в блокнот, редактировать и только затем набирать. Сделав так 50 раз за час, я придумал свой новый бизнес".
Стартап получил название Clicktex. Изначально Павел хотел создать код, который бы делал "кликабельным" номер телефона компании. Затем идея трансформировалась в кнопку "позвонить", которая бы автоматически копировала на экран телефона номер компании и совершала вызов.
"К кнопке мы приделали то, что маркетолог точно купит, то есть сервис аналитики", — объясняет бизнесмен. Расчет оказался верен: маркетологи откликнулись на предложение. Первые продажи начались спустя месяц после рождения идеи.
Позвони мне, позвони
Прежде чем приступить к разработке технологии, Павел нанял на работу продажников, которые звонили потенциальным клиентам. "Продукт, которого еще не было, уже хорошо продавался", — вспоминает Павел. Осознав это, он вложил 2 млн рублей в разработку. Через год, в сентябре 2015 года, стартап заметили во ФРИИ: фонд дал Clicktex 1,5 млн рублей. Еще 4 млн вложил совладелец Sport Life Илья Гуревич, выступив бизнес–ангелом стартапа. С Ильей Павел познакомился еще во время работы над системой Marva.
Узкоспециализированный Clicktex оказался более востребован, чем сервисы обратного звонка, которыми коммерсанты охотно пользовались ранее.
Продавцы автомобилей, турпутевок, финансовых услуг поняли, что Clicktex быстрее прочих программ превращает посетителей их сайтов (особенно не имеющих мобильной версии) в клиентов. Зимой 2015 года у компании уже было 100 постоянных клиентов, весной 2016–го — 1 тыс. Среди них официальный дилер Audi в Москве "Ауди Центр Север", дочерняя компания Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG "Порше Центр Москва", ЛенСпецСМУ, "Техносила", TezTour.
Порядочные сайты
"Мы предложили решение, которое упорядочивает сайт на маленьком экране смартфона, — говорит Павел. — Отсекая все лишнее, он показывает кнопки, активирующие общение там, где привык клиент: в мессенджере, соцсети, skype или просто по телефону".
Летом 2015 года у проекта появился конкурент: на рынок вышел сервис "Звонимба", созданный бывшим сотрудником Clicktex.
Некоторые пересечения в функционале наблюдаются также у Callbackhunter. Тем временем Павел уже метит на международный рынок, планируя выйти за пределы РФ в 2017 году.
Уже сейчас сервисом пользуются в подразделениях российских компаний в Сингапуре, Лондоне и Арабских Эмиратах. Оборот Clicktex за первые 2 года работы составил 28 млн рублей. Рынок, на который он нацелен, измеряется 40 млн рублей в месяц.