Появление высокотехнологичных компаний на рынке перевозок повлияло не только на цены поездок, но и на заинтересованность петербуржцев в услугах нелегальных таксистов. Традиция ловить машины на улице уходит в прошлое.
О том, что количество нелегальных таксистов в крупных городах сокращается, начали говорить еще в 2014 году. Сейчас на улицах Петербурга уже фактически никто не ловит машину, предпочитая услуги легальных сервисов. Интересно, что на ситуацию не сильно повлиял закон 2011 года, вводящий более строгое регулирование деятельности перевозчиков. Проверки и штрафы, очевидно, так называемых бомбил не пугали, и городские вокзалы еще 3-4 года назад не без основания называли рассадниками нелегальных таксистов.
С марта 2016 года штрафы были увеличены, а повторно попавшихся на нелегальном извозе водителей предполагается лишать прав. Тем не менее с проблемой нелегальных перевозок рынок фактически справился самостоятельно.
Агрегаторы против нелегалов
Вытеснение нелегально
таксующих водителей началось с прихода на рынок сервисов-агрегаторов, не имеющих собственного автопарка и привлекающих для обслуживания клиентов сотрудников других таксопарков и водителей с собственными автомобилями. Из-за отсутствия необходимости нести затраты на содержание автопарка агрегаторы смогли существенно снизить цены и на свои услуги. Сейчас средняя стоимость поездки по городу на такси составляет 300-350 рублей. Кроме того, сервисы сократили время ожидания машины до 5-8 минут за счет привлечения к работе большего количества водителей и предложили клиентам возможность заказа машины с помощью мобильного приложения.
"Несколько лет назад люди предпочитали ловить машину на улице, так как это был самый быстрый способ и более доступный по цене, нежели заказ через таксопарк. Согласно опросу ВЦИОМ, стоимость и время ожидания – самые важные критерии для пользователя при выборе такси. Все остальное отходит на второй план. Однако с развитием онлайн-сервисов по заказу такси стало возможным получить машину не просто быстро, а еще и прямо к подъезду. При этом не нужно никому звонить и ни с кем торговаться о цене. При этом такси, заказанное через приложение, выигрывает по всем остальным критериям: возможность безналичной оплаты, опрятные водители, хорошие автомобили. Поэтому неудивительно, что такси "от борта" теряет свою популярность", – объясняют существенное сокращение количества "бомбил" в компании "Яндекс".
Законная конкуренция
Опрос ВЦИОМ, проведенный в ноябре 2015 года, показал, что россияне в целом стали пользоваться услугами такси вдвое чаще. Более того, 75% опрошенных высказались за необходимость развивать сервисы-агрегаторы, не имеющие собственного парка. Этот процент еще выше среди тех, кто использует такси несколько раз в неделю или почти ежедневно.
Но, несмотря на популярность агрегаторов, множество петербуржцев все же по-прежнему предпочитают пользоваться услугами классических сервисов заказа такси. По оценкам экспертов, доля заказа такси через приложения в Петербурге пока намного ниже показателей столицы. Так, в Москве доля заказа такси через приложения достигает 65-70%, а в Петербурге – около 30%. По оценкам гендиректора "Infoline–аналитики" Михаила Бурмистрова, примерно 35% рынка такси занимает классический сервис такси с собственным парком "ТаксовичкоФФ". Еще 30% рынка принадлежат преимущественно диспетчерскому бизнесу "Везет".
По мнению Михаила Бурмистрова, к общему тренду крупнейших городов России по развитию сервисов "Яндекс-такси", Uber и Gett добавляется чисто петербургский феномен сильных позиций местных операторов рынка. Но и они в борьбе за клиентов были вынуждены снизить цены на услуги. В итоге стоимость поездки как при использовании классических сервисов такси, так и высокотехнологичных агрегаторов стала сравнима с тем, что озвучивали нелегальные таксисты. При этом доверие к легальным сервисам, разумеется, было выше. Кроме того, ряд компаний стремится привлечь клиентов услугами, отсутствующими в арсенале конкурентов. Среди них – возможность заказать такси с определенным водителем (женщиной, молчаливым или англоговорящим водителем), наличие зарядки для телефона, разные виды детских кресел и опция разделения стоимости поездки с другими пассажирами при безналичной оплате.
"Раньше были гости из ближних республик на отечественных машинах, но снижение цен на такси и повышение требований по качеству сервиса сделало их ненужными. Очень многие готовы подрабатывать на хороших машинах, и "бомбилы" слетают. Также почти исчезли нелегальные таксисты на вокзалах и в аэропортах. Такси Пулково дает нормальные цены, плюс москвичи и иностранцы "подсели" на мобильные приложения", – говорит Михаил Бурмистров.
Ранее фактически захваченные нелегальными таксистами вокзалы и аэропорт Петербурга по-прежнему остаются самыми популярными у горожан пунктами отправления и назначения. Но теперь из-за фактически одинаковой стоимости для поездок петербуржцы все же обращаются к агрегаторам или классическим сервисам заказа такси. Если сравнивать отдельные районы, то, по данным исследования "Яндекс-такси", больше всего заказов поступает из Центрального и Адмиралтейского районов. В этих же районах находятся многие популярные места назначения. Также вечером в пятницу и субботу горожане часто заказывают такси в районы, где сосредоточена ночная жизнь: на улицы Ломоносова и Думскую, а также на набережную канала Грибоедова.