Председатель комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая на пленарном заседании Госдумы 24 июня
15:5424 июня 201615:54
4198просмотров
15:5424 июня 2016
Госдума обязала операторов связи и мессенджеры хранить переписку пользователей, предоставлять ее спецслужбам и раскрывать властям ключи для ее расшифровки. Норма ставит под удар развитие телеком-отрасли в России, приведет к снижению качества связи и росту цен на услуги операторов связи и провайдеров, а также фактически лишает россиян права на приватность в глобальной Сети.
Госдума во втором и третьем окончательном чтениях приняла резонансный антитеррористический пакет законопроектов депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова, который, в частности, обязывает операторов связи хранить информацию о фактах разговоров и переписки пользователей в течение 3 лет, а срок хранения содержания разговоров и переписки составит до 6 месяцев, сообщается на официальном сайте нижней палаты парламента.
Для мессенджеров и социальных сетей срок хранения данных о фактах передачи сообщений сокращен с 3 лет до 1 года, содержание переписки они также будут хранить до 6 месяцев. Доступ ко всей информации операторы и провайдеры обязаны будут предоставлять правоохранительным органам без решения суда. Мессенджеры и соцсети будут обязаны при использовании дополнительного кодирования сообщений пользователей представлять в спецслужбы ключи для их декодирования.
Старт 20 июля
Правительство в ходе рассмотрения поправок утром 24 июня предложило уменьшить срок хранения данных до 1 года, однако во втором чтении сняло предложение. Госдума отклонила поправку беспартийного депутата Дмитрия Гудкова с просьбой отменить норму о хранении переданных пользователями данных и раскрытии ключей шифрования. Против этого законопроекта выступили представители партий ЛДПР и КПРФ. В третьем чтении так называемый "закон о слежке" поддержали 287 депутатов, против выступили 147, один воздержался.
Принятый закон обяжет операторов связи и "организаторов распространения информации" в Интернете в течение полугода хранить на территории России записи звонков, переписку, изображения, звуки, видео- и другие сообщения пользователей. В реестр "организаторов распространения" может попасть владелец любого ресурса, где можно обмениваться электронными сообщениями. Порядок, сроки и объем хранения информации установит правительство РФ.
Согласно проекту поправок, операторы связи и провайдеры должны будут начать собирать информацию о фактах соединений за соответственно трехлетний и годичный периоды уже с 20 июля 2016 года, а содержание переговоров и переписки — с 1 июля 2018 года. В настоящее время операторы обязаны хранить 6 месяцев только информацию о фактах соединения и не обязаны хранить содержание этих сообщений и переговоров.
Документы разрабатывались при участии Совета безопасности РФ. Поправки предлагается внести в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также в 10 отдельных законов.
Триллионные траты
По оценке крупнейших представителей отрасли создание системы хранения и обработки такого количества данных (157 Эксабайт, что в 100 тыс. раз больше совокупных объемов данных крупнейшей в мире Библиотеки конгресса США) приведет к триллионным тратам. По оценкам проектной организации ПАО "Ростелеком" компании "Гипросвязь", которая занимается обслуживанием телекоммуникаций на территории России, совокупные затраты операторов на реализацию требований законопроекта в течение первых 3 лет составят около 4 трлн рублей. Ежегодные затраты операторов на идентификацию информации, по оценкам компании, сравнимы с годовыми доходами всей российской отрасли от услуг связи, которые в 2014 году составили около 1,5 трлн рублей.
Создание системы хранения данных, по оценке Экспертного совета при правительстве РФ, превысит совокупную выручку крупнейших операторов связи за 7 лет. Представители тройки операторов прямо заявляют, что станут убыточными и перестанут платить налог на прибыль."Вымпелком" оценил создание всей системы в 2 трлн рублей, а расходы каждого оператора — не менее чем в 200 млрд рублей. "Мегафон" оценил строительство новых дата-центров в 230 млрд рублей. МТС оценила свои затраты на реализацию законопроекта Яровой в 2,2 трлн рублей. Представитель МТС Дмитрий Солодовников отметил, что в такой ситуации компания не сможет платить налог на прибыль "в течение 100 лет", а бюджет недополучит около 450 млрд рублей.
По оценке
Mail.ru Group
, разовые капитальные затраты компании на реализацию проекта составят $1,2–2 млрд, дополнительные операционные издержки каждый год составят примерно $80–100 млн. Еще $35–40 млн потребуется для доработки программного обеспечения, которое необходимо для хранения пользовательской информации. Расходы Rambler & Co на реализацию проекта вырастут в 2 раза. В "Яндексе" конкретных сумм не называют, но признают, что интернет-компаниям "придется увеличить число серверов и подумать о перестройке внутренней инфраструктуры".
По мнению заместителя главы комитета СФ по конституционному законодательству Людмилы Боковой, законопроект Яровой способствует финансированию экономик США, Китая и Южной Кореи, поскольку для его реализации потребуются значительные вложения на приобретение у производителей этих стран дополнительного оборудования и программного обеспечения. Затраты на эти цели сенатор оценила в 2,2 трлн рублей.
Драматические последствия
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что принятие нормы о хранении данных операторами связи не повлечет дополнительных трат из бюджета. Представители операторов признают, что принятие законопроекта в текущей версии повлечет рост цен на услуги. Еще в апреле министр связи Николай Никифоров предполагал, что поправки могут привести к "драматическому росту цен на услуги связи". Глава Tele2 Сергей Эмдин оценивал рост цен в 2 раза, представитель "Вымпелкома" говорил о значительном повышении тарифов, директор по связям с общественностью "Мегафона" Петр Лидов прямо заявил, что все понесенные операторами связи убытки лягут на плечи обычных граждан.
Затраты на создание самой большой в мире защищенной системы хранения данных фактически остановят развитие сетей операторами, что в условиях растущего объема трафика приведет к ухудшению качества связи, отмечают в Экспертном совете при правительстве. Представитель "Вымпелкома" подтверждает эти выводы. По оценке МТС, трафик на сетях растет на 50% ежегодно, и через какое-то время качество звонков начнет деградировать, перебои начнутся в доставке sms, а мобильный Интернет может и вовсе стать недоступным. В заключении Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, объединяет более 200 крупнейших российских интернет-компаний) подчеркивается, что затраты на модернизацию инфраструктуры могут привести к "уходу с российского рынка большого количества игроков" и общую деградацию интернет-отрасли в России.
Резкую критику общественных организаций и правозащитников вызвала норма, предусматривающая хранение колоссального массива метаданных всех граждан России и предоставление доступа к ним спецслужбам. Совет по правам человека при президенте России называл законопроект Яровой "беспрецедентным покушением на неприкосновенность личной жизни граждан".
В РАЭК заявили, что требование по раскрытию ключей для декодирования сообщений ведет к созданию угроз для безопасности и частной жизни граждан, создает угрозы для бизнеса и ставит российские компании в неравное положение, создает угрозы для национальной безопасности. По мнению РОЦИТ, данные поправки являются избыточными для достижения целей общественной безопасности, при этом их принятие создаст серьезные угрозы правам и законным интересам пользователей сети Интернет в части сохранности и конфиденциальности пересылаемой ими информации.
Сенатор Бокова подчеркивает, что законопроект противоречит Конституции, так как необоснованно ограничивает права граждан на неприкосновенность частной жизни. Требование предоставлять данные для дешифровки в корне меняет правила игры с заграничными партнерами и ставит под угрозу национальную безопасность, тайну связи и создает риск утечек конфиденциальной информации. Вследствие этого может быть нанесен репутационный и материальный ущерб и российским компаниям, и рядовым гражданам РФ.
Кроме того, появление подобной системы хранения данных граждан страны создает предпосылки для появления черного рынка личной информации пользователей, отмечает глава движения "Роскомсвобода", член правления РОЦИТ Артем Козлюк. "Мы регулярно видим, как утекают на черный рынок базы данных, в т.ч. и из государственных источников, так что нет никакой гарантии, что и собираемые в таком огромном объеме данные и метаданные пользователей не будут так же гулять среди разного рода мошенников и аферистов", — отмечает он
Сомнительная польза
Авторы резонансного законопроекта не привели каких-либо обоснований эффективности использования системы хранения данных всех россиян в борьбе с терроризмом. Сенатор Алексей Кондратьев объяснил необходимость принятия законопроекта требованиями безопасности. "Нужно определиться, что мы хотим на выходе получить: либо 100%-ную гарантию безопасности граждан, либо каждодневный страх за своих детей, которых вербуют в Сети", — заявил он.
Представитель экспертного совета Агентства стратегических инициатив Дмитрий Мариничев предположил, что документ, вероятно, был не понят депутатами перед принятием. Предлагаемые меры представляют собой угрозу для тайны связи и нарушение неприкосновенности частной жизни граждан, при этом не достигая заявленной цели пресечения подготовки преступлений злоумышленниками с использованием коммуникационных сервисов, уверен директор РОЦИТ Сергей Гребенников.
Принятие пакета антитеррористических поправок депутата Яровой не только потребует колоссальных затрат, но и не принесет никакой пользы, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. "Это не база данных, вы не сможете ориентироваться в этой информации, вы не сможете ее расшифровать. Исходя из этого получается — это абсолютно бесполезная мера. К сожалению, наши чиновники не понимают самой сути технологий", — констатирует Муртазин.
В Интернете на данный момент 40% трафика зашифровано, и хранить его на серверах бесполезно, а террористам никто не помешает использовать дополнительные системы шифрования данных, заявил технический директор Mail.ru Group Владимир Габриэлян. "Даже если российские компании будут вынуждены попытаться передать ключи (которых у них нет), проблему терроризма это не решит. Если злоумышленники будут знать, что все их разговоры записываются и сохраняются, они просто не будут пользоваться российскими сервисами", — констатировал Габриэлян.