"Евроавтодор" экс-акционера Балтинвестбанка банкротится с долгами более 1 млрд рублей перед этим банком. В Петербурге компания провалила несколько дорожных строек, повторив судьбу "Дорожника-92", где до этого и работала команда "Евроавтодора".
Балтинвестбанк
банкротит крупную петербургскую дорожностроительную компанию "Евроавтодор", которую в период ее активной работы контролировал Вадим Егиазаров, на тот момент — акционер Балтинвестбанка. "Евроавтодор" строил и ремонтировал петербургские дороги, но провалил работы. Но перед этим компания успела занять более 1 млрд рублей, собственно в Балтинвестбанке. Теперь столько составляет долг компании перед банком, а имущество компании — в залоге у банка.
"Евроавтодор" был реинкарнацией скандальной компании "Дорожник-92", которая тоже кредитовалась в Балтинвестбанке и провалила большой объем дорожных работ в Петербурге. Именно в "Евроавтодор", созданный в 2013 году, перешла часть сотрудников "Дорожника-92", и именно "Евроавтодору" банк уступил права требования к "Дорожнику-92".
Не очень преуспели
С декабря 2015 года Балтинвестбанк санируется Абсолют банком. На санацию отведено 10 лет, так что, похоже, процесс будет непростым, а ситуация с активами "Балтинвестбанка" — крайне запутанная. Зачастую новым акционерам, пришедшим в банк во время санации, приходится судиться с компаниями бывших акционеров, и история с "Евроавтодором" — одна из таких.
Балтинвестбанк выпустил сообщение о намерении банкротить "Евроавтодор" еще в марте. Тогда в банке заявляли "ДП", что это юридическая необходимость, и банк пока не планирует банкротить компанию. Теперь погашение кредита "Евроавтодора" учтено в плане финансового оздоровления банка.
"Компания специализировалась на строительстве мостов, надземных и подземных автомобильных дорог и тоннелей, в том числе работала с госконтрактами на дорожное строительство, но не преуспела в этом", — не без иронии комментируют работу "Евроавтодора" в Балтинвестбанке.
Кстати, пока "Евроавтодор" двигался к банкротству, он сменил и адрес регистрации. Сейчас компания зарегистрирована уже не в Петербурге или Ленобласти, а в небольшом бизнес-центре в Перми. И именно арбитражный суд Пермского края принимал заявление о банкротстве. При этом контакты компании остались прежними, но эти телефоны больше не обслуживаются. С марта этого года у компании также новые собственники — Надежда Ечина и пермское ИК «Инвестиции прикамья» Татьяны Годоваловой.
Сейчас в "Евроавтодоре" введена процедура наблюдения, назначен временный управляющий, который в течение месяца будет принимать требования кредиторов. Следующее заседание назначено на 3 октября.
"Исходя из данных бухгалтерского баланса на день подачи заявления, у компании имеется отрицательная разница между активами и пассивами, а значит, полного удовлетворения требований банк не получит", — считает юрист правового департамента Heads Consulting Анастасия Худякова.
"Не все активы должника можно распределить между кредиторами, например, отложенные налоговые активы или некоторые финансовые вложения, а также не все имущество можно фактически продать — например, это материалы строительные, которые уже испортились или закупались под конкретный договор. Фактические активы, которые получиться взыскать, не будут в полном объеме удовлетворять требования кредиторов, — отметила Анастасия Худякова. — Кроме того, некоторые активы, возможно, были выведены через сделки, которые предстоит оспаривать и доказывать их недействительность, что тоже не всегда возможно, если они были грамотно проведены. Здесь будет иметь значение грамотность арбитражного управляющего".
Оказалась убыточной
Проблемы в Балтинвестбанке начались в прошлом году и были связаны с достаточностью капитала. Центробанк принял решение санировать его. Официально о санации было объявлено 27 декабря. Конкурс на роль санатора выиграл Абсолют банк. Банк России выделил на санацию 32,3 млрд рублей под обеспечение на 10 лет.
До санации выходец из Инкомбанка предприниматель Вадим Егиазаров контролировал 16,28% Балтинвестбанка через офшор "Сеолфор Менеджмент Лимитед" и еще 11,5% через "Эс Пи Секьюритиз". Он же, по данным игроков дорожно-строительного рынка, контролировал "Евроавтодор".
Как объяснил в суде представитель "Евроавтодора", компания занималась дорожным строительством с 2013 года, "рассчитывая на крупные заказы, в том числе государственные контракты на дорожное строительство, однако деятельность оказалась убыточной". Сейчас должник работ не ведет, из компании уволено большинство работников.
Действительно, ООО работало с убытком. В 2013 году, по данным СПАРК, он составил 82 млн рублей, в 2014 году — 170 млн рублей. Из бухгалтерского баланса за 2015 год следует, что у "Евроавтодора" остался непокрытый убыток на 488 млн рублей и долгосрочные займы на 1,2 млрд рублей.
Банкротное бездорожье
Контракты на дорожное строительство в Петербурге с "Евроавтодором" расторгли в одностороннем порядке. Последним из расторгаемых контрактов было строительство развязок рядом с "Лахта-центром" за 63,5 млн рублей. Ранее с компанией расторгли контракт на строительство Ярославского проспекта за 245 млн рублей, а также на капитальный ремонт моста через реку Дудергофку в поселке Старо-Паново за 32 млн рублей.
Компания могла получить крупный контракт на достройку Московского шоссе за 1 млрд рублей. Там "Евроавтодор" начинал работать, даже не дожидаясь завершения конкурса, а такую практику позволяют себе, как правило, только очень крупные, опытные компании с влиятельными собственниками. Ведь выход на объект до завершения конкурса требует определенных договоренностей. Но в результате труды оказались напрасными: заявку "Евроавтодора" на конкурс не приняли, а победителем был признан единственный оставшийся участник конкурса — компания "Геоизол".
Расторжение госконтрактов с "Евроавтодором" проходило более-менее безболезненно для города. Если не считать того, что сдвигаются сроки строек. Подрядчику не успели выдать авансы.
Печальная история
Сначала в "Евроавтодоре" дела шли хорошо и компания получала крупные заказы, например в строящемся порту Бронка, на Кольцевой автодороге и на других объектах. Контракты посыпались на компанию практически сразу же, в 2013 году. В 2014 году в фирме сменился гендиректор — им стал Александр Зубарев, который до этого руководил Дирекцией транспортного строительства (подведомственная КРТИ, руководит распределением госзаказа). Затем руководитель еще несколько раз менялся.
В 2015 году игроки дорожно-строительного рынка оценивали "Евроавтодор" как актив в 800 млн рублей, из которых больше половины составляла техника в парке компании, а остальное — портфель заказов с перспективой прибыли. На тот момент в фирме работали около 400 сотрудников, а какие-либо проблемы с подрядами представители "Евроавтодора" категорически отрицали.