На заводе "Петрокерамика", еще в прошлом году занимавшем второе место на рынке кирпича в Петербурге, будут выпускаться крупноформатные керамические плиты. На кирпич спроса нет.
ХК "Нефрит-Керамика" планирует вложить 750 млн рублей в перепрофилирование своего завода "Петрокерамика". Предприятие вместо кирпича будет выпускать крупноразмерную керамическую плитку (размер — 120 х 360 см). Объемы производства составят 10 млн м2 в год. "Эта базовый размер, из которого можно делать плитку более мелкого формата для широкого применения", — рассказал "ДП" руководитель холдинга Загит Багаутдинов. Работы по перепрофилированию стартуют в 2017 году.
Инвестиции в закупку оборудования составят 500 млн рублей, еще около 250 млн рублей уйдет на строительно-монтажные работы на заводе. В России плитка такого формата не производится, так что проект направлен на импортозамещение, отметил Загит Багаутдинов.
Завод "Петрокерамика" в Тосненском районе Ленобласти был вторым по величине производителем кирпича в Петербурге с объемом производства 60 млн шт. в год (18% петербургского рынка). В конце 2015 года "Петрокерамика" приостановила работу. Причиной стал сниженный спрос на стройматериалы из-за стагнации на строительном рынке и рост себестоимости производства в связи с ростом стоимости перевозки сырья.
Потребление керамической плитки в России, млн м2 в год
Источник: данные "ДП"
Сложная плитка
Керамическая крупноразмерная плитка используется для облицовки как полов и стен внутри помещения, так и фасадов. Ее потребление в России эксперты оценивают в 5-7 млн м2 в год. Она завозится из Испании, Италии и Китая (в меньшей степени из-за претензий к качеству), говорят поставщики. Спрос на эту плитку есть, но невысокий.
"Такая плитка часто делается под камень, укладывается на минимальный шов и смотрится красиво в больших помещениях и на фасадах, — рассказывает Александр Предигер, директор ООО "Керамика Импорт". — Но материал дорогой, его могут позволить при строительстве крупные банки, органы госвласти, дорогие отели или элитные дома". По его словам, есть и технические сложности. Большие форматы не слишком удобны в укладке, для них нужна идеально ровная поверхность. Также затруднена транспортировка: из-за больших размеров каждая плитка фасуется в отдельную коробку.
"В Петербурге такие плиты можно увидеть на фасадах некоторых торгово-развлекательных центров, в облицовке частных домов и загородных коттеджей, — добавляет исполнительный директор АСН Наталья Скороходова. — Но она почти не применяется в многоэтажном жилом строительстве из-за высокой цены".
Приучить потребителя
Участники рынка говорят, что важной частью успеха новой продукции станет продвижение. "Материал мало известен. Надо, чтобы о нем узнали проектные организации, чтобы монтажные компании научились работать с ним", — говорит гендиректор ЗАО "Решение" Александр Батушанский.
"Потребитель больше привык к керамической плитке среднего формата 60 х 60 см. Но, уверен, сегмент крупноформатной плитки будет расти. Конкуренции мы не боимся. Наоборот, если появится больше производителей, он будет развиваться более быстрыми темпами", — говорит директор по продажам завода "Керамика будущего" Артем Логутенок.
Возможно, производитель предложит более низкую по сравнению с импортными аналогами цену, но важно доказать, что качество будет не хуже, заключает Наталья Скороходова.
Игорь Оноков, гендиректор компании "Леонтьевский Мыс", рассказывает, что в отделке фасада проекта использовано около 5,5 тыс. м2 керамических широкоформатных плит размером 3 х 1,5 м. "Мы искали подходящие материалы около полугода. В итоге пришлось заказывать у итальянской компании, в России нет производителя плит таких размеров. На фасадные работы направлено около 10% инвестиций в проект — 450 млн рублей. Для сравнения: в среднем на рынке на фасадные работы жилых комплексов уходит 5-7%", — добавляет он. Девелопер полагает, что при сегодняшней дороговизне денег налаживать производство может быть невыгодно. Разработка решения требует времени, заводы нуждаются в модернизации, поэтому проще всего заказать товар за рубежом.