Александр Бойков (30 лет) открыл свой IT–бизнес в 19 лет и бросил ради него учебу в университете. Сейчас его компания Timeweb входит в топ–3 российского рынка хостинговых компаний. Оборот бизнеса в 2015 году составил 326 млн рублей. Вырасти из стартапа в солидную компанию помог "1С–Битрикс".
Хостинговую
компанию Александр Бойков открыл в 19 лет на втором курсе ГУАП. Довольно быстро бизнес для него стал интереснее учебы. Спустя год он ушел из вуза, так и не доучившись на программиста. Его партнером по бизнесу стал коллега из компании, в которой Александр подрабатывал после учебы системным администратором. Так его напарником стал Дмитрий Тарасов (36 лет). Фирма, где они вместе трудились, занималась услугами хостинга, так что этот рынок был знаком и понятен будущим предпринимателям.
"Мы ушли, потому что компанию в этот момент покупал большой холдинг, в структуре которого мы уже не хотели работать", — вспоминает Александр. Наемным сотрудником он работал всего полгода. Так в 2006 году на рынок вышла новая хостинг–компания Timeweb. На покупку двух серверов и открытие офиса партнеры потратили 300 тыс. рублей. Три месяца ушли на то, чтобы написать собственное ПО для серверов, настроить их и найти первых клиентов. Именно собственный программный продукт и стал главным конкурентным преимуществом стартапа на рынке, где уже были тысячи игроков.
Встреча с "Битриксом"
"Весь ключевой софт мы написали с нуля, разработав для потенциальных клиентов собственную панель управления хостингом, — рассказывает Александр. — Таким образом, мы предложили рынку более эффективный, простой и современный продукт".
Клиенты новые возможности оценили: сарафанное радио сделало свое дело. Вскоре заказчики уже сами стали обращаться в Timeweb: интересовались хостинговыми услугами для сайтов на основе "1С–Битрикс", требующих больших мощностей.
Проанализировав рынок, в Timeweb сообразили: специального хостинга под "Битрикс" нет, значит, ниша пуста. Компания начала оказывать такие услуги. Партнерство с "1С–Битрикс" началось постфактум, в 2007 году. У компании не было хостинг–партнера, и в результате переговоров им стал Timeweb. Это послужило мощным драйвером роста: молодая компания сразу получила всех клиентов "1С–Битрикса".
"Представьте, что сервер — это банка, в которую складываются сайты. Обычно хостинг–провайдеры забивают эту банку до отказа. Мы стали работать по другой схеме: заполняли банку наполовину и переходили к другой, — объясняет Александр. — Поэтому, когда сайты, каждый в отдельности, увеличивались в объемах, они не мешали друг другу и работали без перебоев. Это и оценили клиенты "1С–Битрикса".
В результате годовой оборот компании увеличивался первые несколько лет на 200–300% в год. Компания и сейчас растет, но медленнее: в 2013 году рост составил 50%, и постепенно темпы снижаются.
Сейчас в компании, штат которой в первый год состоял из двух человек, работают уже 110 сотрудников Из них 15 человек — в оперативном управлении Александра. Его партнер Дмитрий Тарасов отошел от управления в 2014 году, но сохранил свою долю в бизнесе (50%).
Другие времена
Годовой оборот компании в 2015 году составил 326 млн рублей против 224,7 млн рублей в 2014 году. Основные направления работы компании сейчас — это виртуальный хостинг, в том числе для "1С–Битрикс", виртуальные выделенные серверы, аренда серверов и регистрация доменов. Главный доход приносит виртуальный хостинг.
Российский рынок хостинга растет на 7% в год, его объем составляет около 5,6 млрд рублей.
На рынке есть четыре крупных игрока, основные конкуренты Timeweb — это Beget, Reg.ru и хостинг–провайдер РБК. Timeweb входит в топ–3 крупных компаний на рынке, занимая то первое, то второе–третье место. У нее более 100 тыс. клиентов, в том числе Yota, МТС, Home Credit Bank. Сейчас, по данным MyIP.ms, доля компании на рынке составляет около 7%.
Рынок растет очень динамично, крупные игроки активно поглощают более мелких. "Я даже не знаю, как сейчас можно войти на рынок, — рассказывает Александр. — На тот момент, когда заходили мы, сильных, постоянно развивающихся игроков было не так много. Да и уровень IT–бизнеса в России был совсем не такой, как сейчас".
Он объясняет, что порог входа на рынок хостинга сегодня — это миллионы рублей. И приводит пример: если бы Timeweb в 2006 году заказывала разработку ПО сторонним специалистам, на старт бизнеса пришлось бы потратить около 3 млн рублей.
Александр Ильин, генеральный директор Beget, рассказывает: "На рынке сейчас существует более 1 тыс. компаний. Из них крупных 100–200. Конкуренция довольно сильная: в погоне за клиентом фирмы стараются предлагать все больше и больше услуг, расширять тарифные линейки, переходить от виртуальных к облачным технологиям".