Табачные компании начали продавать в России продукты с пониженным риском

Автор фото: globallookpress.com

Мировые табачные компании все активнее осваивают сегмент так называемых продуктов с пониженным риском. Первые устройства уже начали продаваться в России.

Первой табачной компанией, которая решилась выйти с этой продукцией на российский рынок, стала "Филип Моррис Интернэшнл" (ФМИ). Для обозначения этой категории компания использует термин "продукты с потенциально пониженным риском" и подразумевает все альтернативные никотинсодержащие разработки, которые обладают потенциалом к снижению вреда для здоровья по сравнению с курением обычных сигарет. В том числе электронные сигареты.
"Потенциально", потому что исследования продукции компании все еще продолжаются. "Мы проводим обширные и скрупулезные научные исследования для определения того, снижают ли наши продукты уровень воздействия вредных химических соединений на организм человека и в конечном итоге ведут ли к снижению риска развития заболеваний, связанных с курением", — говорит Нвид Чаудари, управляющий по научным коммуникациям ФМИ.
Однако уже сегодня компания заявляет о том, что уровни содержания вредных веществ в табачном паре новых устройств в среднем на 90–95% ниже, чем в дыме стандартной сигареты.
Всего в компании более 430 ученых, инженеров и других специалистов. Они занимаются научными исследованиями и оценкой инновационных продуктов в Центре исследований и разработок, подразделения которого находятся в Швейцарии и Сингапуре.

Сигарета–гаджет

В основе всех разработок — исключение процесса горения табака, что, согласно исследованиям, и является причиной образования опасных веществ, вызывающих заболевания у курильщиков. Неоднократные попытки выборочно сократить количество отдельных составляющих в дыме традиционных сигарет не привели к снижению риска для здоровья. В компании подчеркивают, что продукт создан для тех совершеннолетних курящих, кто намерен продолжать курить, то есть не является альтернативой отказу от курения.
В настоящее время в центре занимаются четырьмя основными группами продуктов нового поколения. Первая уже продается под брендом iQOS: одноразовый стик, содержащий специальным образом подготовленный табак, вставляется в устройство, которое его нагревает, но контролирует температуру, чтобы избежать процесса горения. Соответственно, к устройству прилагается девайс для зарядки. При этом считается, что этот продукт по своим характеристикам больше нравится потребителям, чем электронные сигареты.
Сегодня iQOS уже продается в нескольких странах: в Японии, Италии, Швейцарии, России, Португалии, Румынии и на Украине. И по заверениям руководства, продажи идут хорошо. Общие цифры не раскрываются, но есть данные по японскому рынку: спустя 9 месяцев после начала продаж продукции компании удалось занять 3,4% местного рынка, при этом более 100 тыс. человек полностью перешли с сигарет на использование этого устройства.
В ноябре 2015 года iQOS был представлен в Москве, а в мае этого года начались онлайн–продажи в Петербурге. В начале следующего года товар будет представлен как минимум в 20 странах по всему миру. Как заявлял CEO компании Андре Калантзопулос, цель — перевести всех совершеннолетних курильщиков, кто иначе бы продолжал курить сигареты, на эту продукцию.
Начиная с 2008 года ФМИ инвестировала более $2 млрд в исследования и разработку новых продуктов, помимо этого, $120 млн было вложено в строительство научно–исследовательского центра в Швейцарии и около $670 млн — в фабрику по производству табачных стиков для iQOS в Италии. Производственная мощность этого завода достигает 30 млрд стиков в год, что примерно равняется 5–6% от объема продаж сигарет в Европе.

Следят за Россией

Несмотря на то что только ФМИ вышел со своей продукцией на российский рынок, все основные мировые табачные производители занимаются подобными разработками.
Так, компания JTI в 2014 году приобрела британский бренд E–Lites, а в 2015–м — ведущий бренд электронных сигарет в США Logic. С 2011 года JTI присутствует на рынке нагреваемых табачных изделий с брендом Ploom. "Мы вывели наши инновационные продукты на несколько ключевых рынков и внимательно следим за ситуацией в России, где примем решение об их запуске в подходящее время, — говорит Сергей Киселев, вице–президент по корпоративным отношениям и коммуникациям "JTI Россия". — Компания заинтересована в дальнейшем развитии и совершенствовании категории инновационных продуктов".
Другой крупный производитель — "Бритиш Американ Тобакко" (БАТ) ведет разработки продукции со сниженным риском для здоровья уже с 2011 года. Ежегодно БАТ инвестирует около 170 млн фунтов стерлингов в научные исследования в этой области. Сейчас в портфеле БАТ три вида никотинсодержащей продукции: электронные сигареты Vype, электронное табачное устройство glo iFuse и никотиновый ингалятор Voke. Правда, в России пока ничего из этого ассортимента не продается.
Как говорит Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия", объем российского рынка электронных сигарет сравнительно невелик, но имеет значительный потенциал для роста.
Он приводит несколько предпосылок для развития этого рынка. Во–первых, запреты на курение в общественных местах: ресторанах, гостиницах, аэропортах, — заставляют курильщиков искать альтернативу традиционным сигаретам. Во–вторых, стремительно растущие из–за налогов цены на табачную продукцию стимулируют спрос на новые устройства. В–третьих, популярная в современном обществе идея здорового образа жизни подталкивает курильщиков к поиску продукции с потенциально меньшим риском для здоровья.
По оценкам E&Y, около 1% российских курильщиков выбирают электронные никотинсодержащие устройства.