Производство цемента в Ленобласти из-за поломок на основных заводах-поставщиках второй раз за сезон сократилось до катастрофического уровня. Цены на цемент пробили отметку в 5 тыс. рублей за тонну. А цены на бетон впервые за пять лет пошли в рост. Производители бетона с нетерпением ждут возвращения на рынок импортного цемента, которое ожидается в августе.
Второй раз за лето региональные производители цемента сократили отгрузку из–за сбоев в работе оборудования. Как рассказали "ДП" производители бетона (основные потребители цемента), уже неделю поставки материала на рынок ведутся вполсилы. Ситуация, по их словам, даже хуже, чем в конце мая этого года, когда из-за поломок на заводах-производителях дефицит цемента на рынке емкостью 4,3 млн тонн в год составил 40%. Сейчас, по оценке потребителей, он приближается к 60%.
В качестве основной причины происходящего, как и весной, называют спонтанные поломки оборудования на предприятиях–производителях, обеспечивающих цементом город. Покупатели цемента рассказали, что были сломаны мельницы на "Пикалевской соде" в Волхове и на заводе "Цесла" в Сланцах. Получить комментарии у этих производителей не удалось.
Есть проблемы, по словам потребителей, и у "Евроцемент Груп" Филарета Гальчева, которая контролирует 64% рынка цемента в Петербурге и Ленобласти и является эксклюзивным дилером белорусского цемента (это еще 10% рынка).
"На заводе "Евроцемента" в Пикалево работает лишь одна из трех печей. А на новом заводе "Евроцемента" в Сланцах была сломана установка по охлаждению клинкера. Кроме того, на прошлой неделе из-за задержек зарплаты на 3 месяца устраивали забастовку водители компании "Металлург-Монтаж" - одного из крупных перевозчиков, с которым работает "Евроцемент", - сообщил источник "ДП" на рынке.
С компанией "Металлург-Монтаж" связаться не удалось. Но о проблеме знают не только пострадавшие бетонщики, но и президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин. "Причина забастовок - это отсутствие заработной платы, которую не выплачивают водителям с апреля. Компаниям-перевозчикам не хватает оборотных средств в связи с демпингом и низкими расценками на перевозку. Сейчас водители пытаются устроиться на работу в другие фирмы", - сообщил он. Владимир Матягин также добавил, что в ассоциацию приходят жалобы на то, что многие компании, в том числе "Евроцемент" и "Цесла", вынуждают перевозчиков возить цемент с перегрузом. "А в последнее время участились проверки на дорогах. Возможно, люди отказываются идти на серьезные риски. Ведь штраф в зависимости от перегруза составляет до 400 тыс. рублей, а цена перевозки в десятки раз меньше", - предположил он.
В пресс-службе "Евроцемента" информацию о поломках оборудования опровергают (кстати, в мае было тоже самое – "ДП"). Там также сообщили, что не знают о проблемах, связанных с забастовкой у автоперевозчиков. "Оба наших предприятия в регионе – в Пикалево и Сланцах - отгружают продукцию как автомобильным, так и железнодорожным транспортом в обычном режиме. В течение июля перевозчики в полном объеме удовлетворили все заявки на доставку цемента потребителям", - заявили в пресс-службе "Евроцемента".
Что касается белорусских производителей цемента, то они, по словам трейдеров, полностью прекратили отгрузки. "Белорусские заводы уже на 30-40% превысили лимиты поставок цемента в Россию. Они прекратил снабжать наш рынок. Так что ближайший месяц мы белорусской продукции не увидим", — заверил "ДП" один из крупных перевозчиков.
"По сути, относительно стабилен только цементный завод в Волхове. Но он работает по жестким лимитам. А с августа 30 тыс. из 50 тыс. тонн его продукции будет забирать "Группа ЛСР", уставшая от сбоев в работе других поставщиков", - сообщил источник "ДП".
В "Группе ЛСР" подтвердили, что будут брать цемент с Волховского завода. "Но к сбоям в работе других поставщиков это решение не относится. В этом году мы включили цемент в число продуктов, закупаемых централизованно. В дальнейшем будем рассматривать различных поставщиков в зависимости от предлагаемых ими условий", - заявили в пресс-службе "Группы ЛСР", но масштабы закупок цемента комментировать отказались.
Ситуация с дефицитом сырья привела к настоящему хаосу на рынке бетона. Правда, авторизованно рассказывать о своих бедах бетонщики отказываются. Многие из них поведали "ДП", что после публикаций о майском провале цементного рынка и росте цен, где они давали комментарии, критикуя работу "Евроцемента", у них возникли проблемы в общении с данной компанией. "А они монополисты. Все, конечно, видят до чего довели рынок их игры с вытеснением конкурентов. Но говорить об этом – себе дороже. Тут же окажешься без сырья", - поделился с "ДП" один из игроков бетонного рынка.
"Да, все боятся. А я скажу! Мне терять нечего - мы и так из-за этой ситуации фактически остановили производство. По плану в июле я должен был произвести 9 тыс. "кубов" бетона. Но из-за сокращения поставок цемента вынужден был урезать планы в 2 раза!", - говорит гендиректор компании "Пилигрим" Андрей Мукосеев.
Согласился на авторизацию и гендиректор ООО "Проф-Бетон" Олег Семененко. "О технологических проблемах знаю. Был недельный перебой у "Евроцемента". Но ситуация не криминальная. На элеваторы цемент идет. И те, кто готов за него платить, получают товар без задержек. Но в городе нет денег. Растет просроченная дебиторская задолженность потребителей и дилеров перед производителями цемента. Не удивительно, что последние вводят ограничения на поставки. Параллельно растет объем поставок через перекупщиков, которые задирают цены. Так, например, работает "Цесла". Их цемент можно получить только через левые руки на 200 рублей за тонну дороже, чем напрямую", - рассказал он.
Подтвердила проблемы с цементом и гендиректор "Бетоники" Ирина Белынская. "Проблемы есть. Ситуация сложная. Но поскольку мы входим в пятерку крупнейших производителей бетона в регионе и работаем с крупными заказчиками, которых не можем подвести, отгрузку мы не останавливаем. Три наших завода работают в суточном режиме. Но мы, как и все остальные производители бетона, очень ждем нормализации ситуации с цементом", - говорит она.
Остальные производители бетона пообщались с "ДП" анонимно. "Бетонщики бегают по рынку в поисках цемента и переплачивают перекупщикам по 20-40% за тонну. Но и это не спасает – элеваторы пусты", - добавляет один из бетонщиков.
"Деньги больше не аргумент. Мы готовы платить вперед, хотя раньше продукция нередко отгружалась в кредит. Но производителям нечего нам дать даже по предоплате. Нас кормят "завтраками". Даже крупным производителям резко сократили отгрузку. А они, в свою очередь, вынуждены отказывать в бетоне застройщикам", - говорит другой производитель бетона.
"Очень тяжело. Мы на 50% сократили объемы производства и отказываем даже крупным строителям. Производители обещают исправить ситуацию к следующей неделе. Но время идет и ничего не меняется", - добавляет третий.
Десяток бетонных заводов в Петербурге остановили работу. В их числе, по данным участников рынка, "Пилигрим", "Стройком", "Партнер-Бетон" и другие. "Вот она, чистка рынка в действии. Малый бизнес на бетонном рынке убивают. И дальше ситуация будет только усугубляться", - констатирует один из игроков.
Еще один итог возросшего дефицита цемента – рост цен на него. "Основные поставщики уже продают цемент по 5-5,1 тыс. рублей за тонну. Так что рост цен на материал с начала года составил 30%. Это очень резко даже для строительного сезона", - сообщил Андрей Мукосеев. По его данным, оставшиеся на рынке бетонщики, у которых пока есть цемент, тоже начали повышать цены на 300-400 рублей за "куб", хотя не делали это последние пять лет.
Это подтверждают опрошенные "ДП" застройщики. "Из-за перебоев в поставках бетона наши стройки уже неделю стоят. Каждый день нас уверяют, что завтра ситуацию исправят. Но что-то не получается. По моим ощущениям, этот кризис продлится еще 1-2 недели. Потом, надеюсь, ситуация нормализуется. А цены на бетон действительно впервые за долгий срок выросли на 5%", - заявил "ДП" представитель одной из крупнейших строительных компаний города.
"На рынке действительно сложности с поставками бетона, вызванные временным закрытием ряда производящих цемент заводов. Но у нас все нормально", - заявил руководитель службы по работе с государственными органами компании "СПб Реновация" Дмитрий Михалев .
"Рост цен на цемент и бетон искусственный. Производители считают, что у застройщиков достаточно хорошая подушка безопасности. А я считаю, что это картельный сговор. К примеру, производство цемента фактически в одних руках, и монополист этим пользуется, устанавливая те цены, которые ему выгодны", - говорит генеральный директор СК "Стоун" Андрей Кузнецов.
Ситуацию могло бы скорректировать присутствие на рынке импортного цемента. Но доступ его в РФ заблокировали мартовские поправки в закон об обязательной сертификации, которые пролоббировало НО "Союзцемент" во главе с холдингом "Евроцемент Груп". Правда, есть надежды на возобновление импортных поставок. Александр Шишкин, директор по продажам и логистике компании "Семекс Балтик Цемент" (возила цемент на наш рынок из Прибалтики) сообщил, что в начале августа компания надеется получить сертификат, который снова откроет для нее российский рынок. От других комментариев Александр Шишкин отказался. Но источники "ДП" на рынке уверяют, что уже в середине августа "Семекс" начнет пробные поставки цемента и планирует постепенно вернуть утраченные позиции – около 20% рынка Петербурга и Ленобласти.