"Водоканал" отказался достраивать стадион на Крестовском, а "Метрострой" - согласился

Автор фото: Сергей Коньков

Смольный привлек для достройки стадиона для "Зенита" не "Водоканал", с которым эту возможность обсуждали изначально, а "Метрострой". С бизнесом договориться не удалось из-за нехватки финансирования, а ГУПы и близкие к Смольному компании сами умеют "выбивать" деньги.

Стадион не Крестовском острове будет достраивать госпредприятие. Как ранее писал "ДП", переговоры о достройке велись с ГУП "Водоканал" (в самом ГУПе и в Смольном отрицали, что ГУП может стать генподрядчиком). Однако "Водоканал" отказался, и Смольный переключился на "Метрострой".
"Все будет понятно в момент завершения конкурсных процедур. Победит лучший и финансово обеспеченный. У "Метростроя" хорошие шансы по многим причинам, в том числе потому, что компания работала на объекте в качестве субподрядчика на бетонных работах. Кто победит? Посмотрим. О "Водоканале" я уже вам говорил, что это не его профиль, компания не рассматривалась в качестве генподрядчика, а вот в вопросах водоснабжения, водоотведения, гидроизоляции и материалов и технологий, связанных с водой, "Водоканал" меня консультирует с начала 2016 года и выполняет профильные работы на субподряде", - сказал "ДП" вице-губернатор Игорь Албин.
По данным "ДП", возможность генподряда с "Водоканалом" все же обсуждали, но в ГУПе посчитали работы невыгодными и, вероятнее всего, даже убыточными. По словам собеседников "ДП", компания сочла, что не сможет выполнять своими силами какие-либо стройки кроме тех, которые сейчас ведет в качестве субподрядчика. Остальные виды стройки - непрофильные, а управлять десятками субподрядчиков будет достаточно сложно, при этом генподрядный процент (так среди бизнесменов принято называть долю, которую генподрядчик оставляет себе) не превысит 2%, а при благоустройстве и вовсе, скорее всего, будет равен 0%.
"ГУП рассматривал возможность "залатать дыры" в своей экономике. Дыры возникли за последнее время из-за кризиса, урезания финансирования и прочего, сейчас в ГУПе не самое богатое время. Когда стало ясно, что стадион тут не помощник, а, напротив, может и добавить проблем, они отказались", - сказал собеседник "ДП".
После этого Смольный переключился на другое предприятие - "Метрострой", который тоже не горел желанием заниматься стройкой, но отказать не смог. "Метрострой" является коммерческой компанией, но при этом находится в большой зависимости от чиновников Смольного и ГУПа "Петербургский метрополитен". Контрольный пакет "Метростроя" принадлежит городу, компания выступает монополистом метростроения в Петербурге и зависит от госзаказов Смольного, тогда как у "Водоканала" есть многомиллиардная инвестиционная программа и сильные лоббисты на федеральном уровне.  
В "Метрострое" сообщили "ДП", что готовят заявку на конкурсы на 7,8 млрд рублей, объявленные накануне комитетом по строительству (2,4 млрд рублей на обустройство входной группы и 5,4 млрд рублей на строительные работы).
"Когда речь шла о возможной смене генподрядчика, ситуация была недостаточно понятной, а теперь окончательно прояснилась. Теперь мы можем оценить требования и объем работ", - так в компании прокомментировали тот факт, что еще полторы недели назад категорически открещивались от перспективы занять место "Трансстроя".
При этом сейчас "Метрострой" выполняет внушительный объем профильных работ: строит "Театральную", "Новокрестовскую", "Беговую" и другие объекты. Стать генподрядчиком на Крестовском не входило в планы компании. "Поэтому, видимо, и не хотели браться за стадион", - говорят в компании. Также глава "Метростроя" признает, что отвечать за всю стройку будет именно тот, кто сдает объект.
С учетом скандальной коррупционной славы стадиона это сомнительная радость. При этом сейчас вопрос достройки уже стоит ребром: если сроки провалят, международный скандал гарантирован, особенно с учетом других спортивных скандалов из-за допинга для российских спортсменов.
"Мы будем делать все возможное, чтобы провести работы в указанные сроки. У нас есть структура для проведения работ: строительно-монтажные управления, производство, управление механизации. Все это позволяет "Метрострою" работать и над крышей, и над выкатным полем", - прокомментировали в пресс-службе компании. В компании уверены, что способны справиться с достройкой.
Формально до завершения конкурса вопрос с подрядчиком не решен. Однако на стадионе говорят о вопросе с "Метростроем" как о решенном. Так, строители, которые до этого отвечали за все виды работ с металлом на крыше стадиона (сварка блоков крыши, накаточная, раздвижная крыша, демонтаж), расказали "ДП", что "Трансстрой" рассчитался с ними по всем накопившимся с мая долгам, и после нескольких смен они уволятся. По их словам, их работа должна завершиться 22 августа, в этот момент на объект выйдет новый генподрядчик вместо "Трансстроя". Дальше стройку непосредственно крыши, по всей видимости, будет завершать "Метрострой" собственными силами.
Впрочем, и увольняющиеся строители не останутся без работы. По данным "ДП", большинство из них - более 30 человек - переходят работать в компанию "Пилон". Там как раз нужны сварщики для других "стадионных" строек - развязки на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе и моста на остров Серный.
Интересно, что коммерческие структуры, такие как "Трансстрой", по данным "ДП", на роль генподрядчика практически не рассматривались. Смольный решил довериться ГУПам или хотя бы близким к госструктурам фирмам, так как их проще контролировать, а в случае необходимости дополнительного финансирования они, скорее, помогут запрашивать его, чем будут требовать больше денег, как это делал "Трансстрой".