Андрей и Вероника Устиновы решили совместить два тренда в общепите — они торгуют бейглами из окошка фудтрака.
Фудтраки, или фургончики–ларьки с едой, — новый тренд общепита двух столиц.
Первые рестораны на колесах появились в Петербурге в 2014 году и функционировали преимущественно на фестивалях, теперь они пытаются отхватить долю у городских кафе и ресторанов.
Вот и вся кухня
Для супругов Андрея и Вероники Устиновых (30 и 29 лет соответственно) с фудтрака Bagel Wheels начались первые шаги в бизнесе. Андрей по образованию врач, психиатр–нарколог, Вероника раньше работала в ресторанном бизнесе администратором и управляющей. Кухня их передвижного ресторана состоит в основном из бейглов — грубо говоря, это круглые булочки с начинкой. Они полюбились Андрею, когда он проходил аспирантскую практику в Нью–Йорке.
Инвестиции составили около 1,5 млн рублей. Вообще же сумма первоначальных вложений в подобный бизнес сильно разнится от случая к случаю: все зависит от выбора машины, оборудования, дизайна. Как правило, автомобиль — это 30% инвестиций. Одна из самых популярных машин для передвижных ресторанов — Mercedes–Benz. По словам Андрея, за ними идет настоящая охота. Ему пришлось проехать за фургоном 1,4 тыс. км — в город Киров, будущая кухня обошлась в 350 тыс. рублей.
Следующий этап — работа с компанией, переделывающей машины в фудтраки. Такие услуги обходятся в 170–350 тыс. рублей, в цену входит обшивка салона, установка электрогенератора и кухни. Дизайн фургона — это еще 100 тыс. рублей.
Себестоимость блюд, как правило, в фудтраках выше, чем в ресторанах, так как все делается не с нуля — приходится работать с использованием заготовок, в соответствии с нормативами передвижных кухонь. Например, Андрей и Вероника закупают готовые омлеты для бейглов у компании Roskar.
Bagel Wheels работает с конца июня 2016–го. Сейчас оборот составляет 300–350 тыс. рублей в месяц. Еще 60–100 тыс. рублей к обороту может добавить один день фестиваля.
Сегодня в день приходят 70–80 покупателей. Чтобы бизнес окупился до зимы, нужно около 100 человек в день и средний чек 220 рублей.
Найти место
Bagel Wheels обслуживает посетителей 5 дней в неделю, хотя, как правило, владельцы фудтраков предпочитают для работы выходные дни. Но фургон Андрея и Вероники стоит на парковке бизнес–центра. Стоимость размещения фудтрака в таком месте варьируется от 35 тыс. до 50 тыс. рублей в месяц. Не все парковки открыты к сотрудничеству — не везде разрешена такого рода коммерческая деятельность. Вообще же идеальное место передвижных ресторанов — парки. Но разместиться там с фудтраком почти нереально.
"Основная проблема в том, что нет законодательной базы, поэтому мы имеем возможность работать только на фестивалях, мероприятиях и на частных территориях, где, как правило, небольшой поток людей, — объясняет Катерина Шакирова, совладелец фудтрака BroS BurritoS. — Это основная проблема нашего бизнеса. Получить место в общественных местах — как слетать на Луну, практически невозможно. Если появится такая законодательная возможность, то все будет намного лучше".
Заметный интерес к фудтракам у российского бизнеса появился в 2012 году. В это дело вовлеклись крупные рестораторы вроде Ginza Project. В Москве фудтраки дают выручку по 1,5–2 млн рублей в месяц. Потенциальная емкость российского рынка мобильных торговых объектов — 50 тыс. машин. Есть одно большое но — участники рынка неоднократно высказывались за совершенствование законодательства в сфере мобильной торговли.