Семилетнее банкротство строительной компании "ИВИ–93" завершено. Один из ее проектов — ЖК "Охта–модерн" — так и остался не достроен. С прекращением процедуры банкротства согласились даже самые непримиримые кредиторы.
Арбитражный суд
Петербурга и Ленинградской области завершил одно из самых громких банкротств кризиса 2008–2009 года — дело о несостоятельности девелоперского холдинга "ИВИ–93". С прекращением процедуры согласились даже самые непримиримые кредиторы — Связь–банк и ООО "Звезда севера" — которые перед этим более года охотились за выведенными из компании–банкрота активами и пытались привлекать к субсидиарной ответственности ее бывших топ–менеджеров.
Впрочем, главной причиной прекращения дела стало банальное отсутствие финансирования процедуры: оказалось, что все и без того небольшие деньги конкурсной массы (около 1 млн рублей при долгах в 2,5 млрд) сгорели в лопнувшем в 2014 году банке "Евротраст", и шансы на их возврат близки к нулю.
Несостоявшийся лидер
ЗАО "ИВИ–93", основанное группой петербуржцев в 1993 году, в 2007 году было выкуплено холдингом "А1" консорциума "Альфа–Групп".
Новый собственник объявил, что планирует инвестировать в развитие стройхолдинга более $30 млн и вывести его в топ–10 застройщиков Петербурга. Деньги — в виде двух займов $6 млн и $20,3 млн, выданных подконтрольным "Альфе" офшором Lymnifolk Ltd, — поступили, и компания начала строительство сразу 23 объектов по всему городу. Однако в кризис 2008 года ситуация резко ухудшилась, стройки встали, а кредиторы и подрядчики (долги перед которыми составляли около 1,2 млрд рублей) начали массово подавать иски.
В итоге компания обанкротилась, причем юристы "Альфы", похоже, так выстроили защиту в суде, что дело контролировали офшоры консорциума. Назначенный ими конкурсный управляющий Дмитрий Щербань, бессменно руководивший банкротством компании, в своем итоговом отчете объявил, что все действия по розыску и реализации имущества выполнены в полном объеме и возможности для расчетов с кредиторами не имеется.
Неудачная охота
Большинство кредиторов, среди которых помимо Связь–банка были и банк "Санкт–Петербург", и "Группа ЛСР", и ОАО "Русские самоцветы", смирились с потерей денег в этой компании еще в 2011 году, когда Дмитрий Щербань предпринял первую попытку завершить дело о банкротстве, не погасив ничего.
Однако тогда
Связь–банк
, поглощенный ВЭБом, которому компания задолжала 180 млн рублей, оспорил завершение процедуры и возобновил конкурсное производство.
Кредитор сначала попытался обязать конкурсного управляющего разыскать выведенные из банкрота активы — квартиры в строящихся домах и земельные участки на общую сумму (по балансу) почти 2 млрд рублей. Однако никаких следов имущества управляющий сам не нашел.
Тогда банк попытался привлечь к субсидиарной ответственности бывшего гендиректора и бывших членов совета директоров "ИВИ–93", топ–менеджеров "А1", при которых, по его мнению, и происходило отчуждение активов.
Но суд в этом ходатайстве также отказал.
А дом и ныне там
Между тем "Альфа–Групп" при поддержке городских властей перевела несколько объектов "ИВИ–93" на других застройщиков. В их числе участок 5 тыс. м2 под гостиницу на ул. Беринга и недостроенный ЖК "Охта–модерн" (с довеском в 400 дольщиков "ИВИ–93") получило ООО "Питер–констракшн" Сергея Иушина.
Эта компания строит оба объекта до сих пор: сроки сдачи домов переносились неоднократно начиная с 2012 года. Последний срок, который называли в Смольном, — сентябрь 2016 года.
Но в комитете по строительству уже сомневаются и насчет этого обещания застройщика. По мнению источника в комитете, сейчас работы у них идут, но проблема в том, что имеются долги, и недавно судебные приставы арестовали объект, в связи с чем у дольщиков возникли проблемы с регистрацией договоров долевого участия.