Партнер венчурного фонда Target Global Александр Фролов о том, почему инвесторы интересуются FoodTech–рынком.
Недавно наш фонд Target Global выступил лид–инвестором российского сервиса по доставке еды Foodfox. Общий размер раунда превысил отметку $1 млн, что косвенно свидетельствует об инвестиционной привлекательности FoodTech–рынка (это компании, работающие на стыке технологического сектора и рынка продуктов питания).
В России FoodTech–рынок достаточно свободен и обладает отличным потенциалом для развития, так что мы наблюдаем все условия для хорошего роста бизнеса в данном сегменте. Мы внимательно следим за развитием FoodTech в Европе и США и считаем развитие бизнесов с собственной доставкой еды безусловным мировым трендом — подобная бизнес–модель хорошо работает в большинстве стран.
Одна из причин большого интереса к FoodTech со стороны предпринимателей и инвесторов — это огромный рынок. Объем глобального рынка продовольственных товаров — $5 трлн (оценка BGC research). При этом доля таких продуктов, продаваемых через Интернет, очень мала. Даже в США, где доля онлайн–продаж во всех сегментах существенная, в продуктах питания она составляет только 3% (по данным Consumer Electronics Association, Rocket Internet).
Если добавить к продуктовым магазинам рестораны, доставку пиццы и т. д., то картина получается еще более интересной. Так, по оценке Rocket Internet, общий объем мирового рынка FoodTech–сервисов, в частности заказа еды онлайн, составляет $324 млрд. Это заметно больше, чем в других крупных сегментах электронной коммерции, а потенциал дальнейшего роста рынка FoodTech в силу низкого проникновения онлайн–сервисов существенно выше.
Cитуация на рынке FoodTech сегодня существенно отличается от той, что была в эру доткомов. Такие компании, как JustEat, GrubHub, Ocado, не только торгуются на бирже и имеют капитализацию в несколько миллиардов долларов, но и генерируют устойчивый денежный поток. Например, EBITDA JustEat в 2015 году составила $85 млн, а GrubHub — $105 млн.
Отрасль динамично развивается: крупные игроки запускают новые сервисы, а существующие привлекают значительные инвестиции. Так, недавно сервис доставки еды из ресторанов DoorDash привлек $217 млн новых инвестиций, а Uber запустил отдельное приложение для заказа доставки еды UberEATS в четырех городах США и канадском Торонто.
Для FoodTech–сегмента каждый город — это отдельный рынок, при выходе на который предприниматели учитывают много факторов: размеры, выборку ресторанов, присутствие конкурентов. На российском рынке агрегаторов доставки еды из ресторанов игрок № 2 — это компания Zakazaka из Петербурга. Они выстроили свой бизнес за счет фокуса на региональных центрах (все крупные города, кроме Москвы) и продаж через мобильное приложение. Я уверен, что у сервисов с бизнес–моделью Foodfox в Петербурге тоже отличные перспективы.