Доходы расположенного во Всеволожске ЗАО "Форд мотор компани", собирающего Focus и Mondeo, за прошлый год сократились в 17 раз, едва превысив отметку в 1 млрд рублей. Эксперты предполагают, что американский автогигант закроет завод в Ленобласти и сосредоточится на площадке в Татарстане. Однако в Ford пока эту гипотезу не подтверждают.
В 2014 году доход расположенного во Всеволожске ЗАО "Форд мотор компани" (входит в совместное предприятие Ford Sollers) составил 17 976 млн рублей, а по итогам 2015 года оборот сократился более чем в 17 раз, до 1 037 млн рублей — это самый крупный провал в российском автопроме. Эксперты предполагают, что Ford может закрыть завод во Всеволожске, приносящий убытки — 181 млн рублей за 2015 год. И сосредоточить усилия на площадке в Татарстане, где рабочая сила подешевле, чем в Ленобласти. Однако пока завод, несмотря на крутое пике, отрицает перспективы закрытия предприятия. "Завод не закрываем", — заверили на предприятии.
В "Форд мотор компании" сначала заявили, что катастрофическое падение выручки в отчетности "связано с изменением внутригрупповых расчетов". А когда корреспондент "ДП" обратился за разъяснениями загадочной формулировки, то в пресс-службе заявили, что не комментируют финансовые результаты.
Другие автозаводы, расположенные по соседству, сократили обороты значительно меньше. Так доходы ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" по итогам прошлого года снизились на 36%, до 97 млрд рублей. А, например, производитель популярных в России недорогих корейских марок ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" умудрился за прошлый год даже нарастить доходы на 21%, до 103 млрд рублей, несмотря на стагнацию рынка.
Источник, близкий к всеволожскому автозаводу, сообщил, что предприятие перешло на одну смену и периодически простаивает — от 1 до 2 дней в неделю. По оценке собеседника "ДП", в 2014 году мощности завода были загружены на 25%, а сейчас и того меньше. Предприятие собирает две модели: Ford Focus и Ford Mondeo. Раскрывать данные по объему, загрузке производства в "Форд мотор компани" тоже отказались, предложив посмотреть статистику продаж, мол, она достаточно точно отражает динамику производства. Хвастаться нечем. По данным аналитического агентства "Auto-Dealer-СПб", в 2014 году дилеры продали 31469 Focus и Mondeo, а в 2015 году — 15641 автомобиль. Это чуть больше 12% от заявленной мощности всеволожского завода — 125 тыс. автомобилей в год.
Намного лучше обстоят дела у Ford в Елабуге (Татарстан). Там с 2012 года собираются лидер продаж кроссовер Ford Kuga, прибыльный внедорожник Ford Explorer и коммерческие автомобили Ford Transit. По данным агентства "Автостат", по итогам 6 месяцев 2016 года продажи кроссовера Ford Kuga в России выросли на 72,6%, до 3938 единиц. Внедорожник Ford Explorer за тот же период разошелся тиражом в 730 экземпляров (+6,7%). А продажи Focus и Mondeo за то же время выросли на 15%.
"Заводу нужна новая объемообразующая модель — такая, какой раньше был Ford Focus. В прошлом году было мнение, что обновленный Focus даст серьезное увеличение объемов производства, но этого так и не случилось. Похвально, что компания, в отличие от GM, не ушла с российского рынка и не закрыла завод во Всеволожске. Но сейчас опять может встать вопрос о целесообразности содержания предприятия, которое загружено уже второй год подряд в среднем на 15%", — полагает Михаил Чаплыгин, генеральный директор "Auto-Dealer-СПб".