25 лет назад состоялась последняя попытка сохранить жизнь Советскому Союзу. Петербургские предприниматели рассказали «ДП», под каким названием этот день должен войти в историю, кого они тогда поддерживали и изменились ли их симпатии за четверть века.
Александр Кашин
, глава «ЭГО-холдинга»:
ГКЧП – это была попытка остановить время и попробовать вернуть страну на те рельсы, по которым она шла предыдущие 70 лет.
Те люди, которые пытались это сделать, вряд ли смогли бы удержать страну. Предыдущий путь развития был уже невозможен.
Но если бы я сегодняшний оказался в том времени, то вел бы себя иначе. Тогда я горячо поддерживал Ельцина, сегодня полностью поддержал бы ГКЧП.
Почему? Потому что если бы они победили, то, возможно, было бы время, когда к власти пришли бы другие люди, и можно было бы реформировать страну другим путем и прежде всего – сохранить СССР. Можно было бы отпустить Прибалтику, но по крайней мере мы не потеряли бы Украину, Белоруссию, Казахстан, кавказские республики. И это – принципиальная разница.
Алексей Белоусов
, вице-президент Объединения строителей Петербурга:
ГКЧП – это была попытка государственного переворота. По-моему, с этой оценкой не поспоришь.
Так получилось, что я именно в это время поехал на машине в Москву, и именно 19 августа въезжал в город. Вдруг из переулка передо мной выехал танк. Мне с моим военным прошлым было несложно понять, что это не бутафорский танк, а вполне настоящий. Он ехал передо мной, занимая всю полосу, я ехал за ним.
Перед Крымским мостом он повернул, срезав гусеницами кусок асфальта. Тогда, конечно, не было известно, что вообще происходит, и я думал, что организовывают какое-то шоу, а о сохранности асфальта (с которым в те времена и так было не очень хорошо) не подумали.
Потом я доехал до моста и увидел, что танки стоят со всех четырех его сторон. Тогда уже стало понятно, что к чему.
Мои симпатии никак за это время не изменились. Это была попытка реставрировать то, что уже к тому моменту гнило и плохо пахло. Это были бессмысленные конвульсии, которые не принесли больному ничего, кроме вреда. Эта попытка – темное пятно на нашей истории. Это все равно что пытаться сейчас оживить Владимира Ильича. Если бы их попытка увенчалась успехом, думаю, что мы оказались бы в еще более тяжелом положении.
Андрей Баранников
, глава SPN Communications:
Государство в его тогдашнем виде и тогдашних границах уже не могло само себя удержать. Его распад был неизбежностью, это был естественный процесс: не было бы ГКЧП – было бы что-то другое.
Я хорошо помню этот день. Мы тогда договорились с приятелем поехать на Дворцовую площадь. И мы ходили пешком между Дворцовой и Исаакиевской. Ходили слухи, что со стороны Балтийского завода выдвинулись какие-то бронетранспортеры. Проскакивали и другие провокационные вещи. Такого скопления людей, как было на Дворцовой тогда, я больше не видел, ни до, ни после, даже на концертах.
Уже тогда было видно расслоение отношения к этой проблеме. Поскольку социальных сетей не было, работали пропагандисты. Например, в вагон электрички, в которой я ехал из Комарово, вошел человек и просто стал рассказывать, что произошло ужасное событие, в стране совершен государственный переворот. Тут же вскочила половина вагона, на него начали кричать и буквально заткнули ему рот.
Лично мое отношение за эти 25 лет никак не поменялось. Я и тогда поддерживал Ельцина, поддержал бы и сейчас.
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей – в «Блогах ДП».