23:3321 августа 201623:33
47просмотров
23:3321 августа 2016
Игнорировать перенаселение мегаполисов уже невозможно, и власти придумывают все новые способы борьбы с ним.
Недавно вице–губернатор Игорь Дивинский сравнил Петербург с автомобилем Bentley, пояснив, что, когда в него набивается 11 человек, становится так же неудобно, как в "жигулях". Так он намекнул, что и в Петербурге, где, по его мнению, мечтает жить большее количество россиян, чем, например, в Урюпинске, скоро будет тесно и неудобно — прямо как в "жигулях". Решение проблемы вице–губернатор предложил простое — надо запрещать строительство новых жилых домов.
Многим мысль показалась популистской или просто абсурдной. Но Игорь Дивинский не первый, кто заговорил о запрете строительства в крупных российских городах. Этот вопрос уже поднимал депутат Госдумы Мартин Шаккум, отмечавший, что в Москве надо ограничить строительство и приступить к расселению города. А в феврале 2016 года губернатор Московской области Андрей Воробьев ввел мораторий на новое строительство в Королеве и Балашихе, пояснив, что последняя просто безбожно плотно застроена.
Прекращайте строить
Разумеется, Москва и Петербург — далеко не единственные города в мире, власти которых забеспокоились о перенаселении. Большинство англичан и гостей Британии тоже хотят жить в Лондоне, а не в Солсбери, между австралийскими Гоулберном и Мельбурном многие выберут последний. Полный мораторий или ограничение строительства — достаточно популярный метод борьбы с перенаселением крупных городов. Например, в штате Орегон еще в 1973 году приняли Сенатский билль 100, запрещающий строительство за пределами городов и останавливающий последующее разрастание населенных пунктов. Собственники земли и девелоперы, разумеется, без энтузиазма приняли это решение и уже в 1974 году в штате создали движение "Жители Орегона в действии", выступавшее против запрета на застройку. Но 40 лет борьбы особых результатов не дали, и введенные ранее ограничения так пока никто и не отменил.
К городам, где новое жилье фактически не строится, относятся Нью–Йорк и Сан–Франциско, там ограничения начали вводить в 1990–х. Но против подобных мер уже выступают экономисты, утверждающие, что из–за ограничения строительства жилых домов и, как следствие, постоянно растущих цен на жилье новые работники не могут позволить себе переезд. А город в итоге не может работать максимально эффективно. В качестве решения предлагают активно расширять границы высокоэффективных городов.
Почему "не резиновый"
В свою очередь, о проблемы, которые порождает неконтролируемое расширение, уже споткнулись многие населенные пункты. Территория Мехико с 1990–х годов выросла в 6 раз, но вся бизнес–активность по–прежнему сосредоточена в центре. В итоге жители стали тратить едва ли не треть своих месячных доходов на то, чтобы добраться до работы. Население снова начало перебираться ближе к центру, а большинство жилых комплексов, построенных на окраинах, теперь пустует.
А вот у Токио, где транспортная инфраструктура развита лучше, есть положительный опыт укрупнения городских агломераций. Токио — Иокогама — крупнейшая агломерация в мире с населением почти 40 млн человек. Но начиная с 1975 года население центрального Токио сокращается, а число жителей пригородов растет. Не последнюю роль в этом играют скоростные поезда. Благодаря последним жители могут позволить себе жить в пригороде и работать в центре, не тратя при этом на дорогу несколько часов.
Вон из города!
Проблемы городов, в которых хочет жить подавляющая часть населения страны, хорошо иллюстрирует Пекин. Сейчас в китайской столице проживают 22 млн человек, год назад мэр Пекина назвал город непригодным для проживания. В этом году местные власти решились на радикальные меры и разработали план, который предполагает выселение части жителей за пределы города. Также известно, что власти планируют вывести из города бизнес, работающий в низшем ценовом сегменте, и закрыть большинство рынков. Как именно будет происходить выселение и по какому принципу выберут тех, кто недостоин жить и работать в центре, — пока загадка. Ясно только, что жители и предприниматели едва ли захотят добровольно оказаться среди выселенных.