Владелец компании "Свадебный эксперт" Михаил Комов о том, почему на свадебном рынке произошел спад.
Я знаю свадебную сферу достаточно хорошо: работаю в этой нише с 2011 года. Все мы в общем представляем, что такое свадьба — невеста и жених, пышное мероприятие, праздник, гости и большие затраты. Это на поверхности. Внутри этого мероприятия множество пазлов из профессионалов и компаний, которые создают все торжество: ведущие, фотографы, видеографы, визажисты, диджеи, рестораны, свадебные салоны. Это тоже просто. Еще глубже внутри этой ниши находятся свадебные каталоги, без которых сложно собрать свадьбу. Многие могут мне возразить: "Да и без каталогов можно найти, не сложно". Приведу для них аналогию, не стандартную, но наглядную.
Представьте, что свадьба — это компьютер, а профессионалы и компании — его софт и "железо". Можно узнать о том, какой процессор купить лучше, у друга, жесткий диск купить через Интернет, монитор — в одном магазине, клавиатуру — в другом, мышку получить по знакомству. Это возможно, но тяжело. Свадебные каталоги упрощают задачу сбора всех профессионалов на свадьбу, как компьютерный магазин, в котором все есть, позволяет выполнить сборку компьютера в одном месте. Потому свадебные каталоги в жизни подрядчиков и заказчиков занимают важное место.
Вначале 2000–х собирать этот свадебный компьютер было проще — редкая свадьба имела бюджет меньше 250 тыс. рублей. Рынок был сформирован, кризис миновал, на это время приходился демографический подъем. Такая ситуация была справедлива также для Украины и Белоруссии. На сегодняшний рынок влияют падение рубля, кризис, повышенный уровень инфляции, спад рождаемости. Возраст вступления в брак стал выше. Если раньше женились в 20–27 лет, то сейчас — в 26–32. Это европейский подход: окончить университет, заработать на квартиру. Из Европы мы стали перенимать и практику скромных свадеб: в семейном кругу. Основной же бюджет тратится на отдых в теплых странах.
Спад свадебного рынка отмечают все. К примеру, знакомый владелец главного свадебного салона в Петрозаводске отмечает снижение спроса на 25–30%. У других ситуация хуже: они закрываются. Стоит понимать, что в 1990–х был спад рождаемости, а это поколение должно было жениться именно сейчас: к профессионалам присматриваются намного внимательнее, никому не хочется часть и без того скромного бюджета тратить на дилетанта. Сегодняшний свадебный рынок переживает сложное время, но не критическое. Все профессионалы понимают: достаточно пережить это время, посидеть на сухпайке — и вновь по городу будут ездить десятки и сотни машин в шариках. Уже со следующего года ожидается рост свадебного рынка. Во всяком случае мы уже к этому готовимся: начнет жениться поколение 1990–х.