Сеть "Полушка" продаст три магазина на Северо–Западе. Это поможет ей привлечь около 140 млн рублей на развитие. В самой компании этот шаг объясняют оптимизацией портфеля недвижимости.
В кризис многие
ретейлеры
придерживаются этой стратегии. В отдельных случаях, таких как недавняя распродажа активов "О’Кея", "Метрики" и Stockmann, это свидетельствует о проблемах в бизнесе компаний. Но, как правило, таким образом ретейлеры привлекают средства на развитие в условиях дефицита банковского кредитования.
Оптимизация портфеля
Торги по продаже магазинов сети "Полушка" 21 октября проведет Российский аукционный дом (РАД). С молотка пустят два магазина ретейлера в Петербурге: на Мясной ул., 19–21 (площадью 400 м2) и на ул. Даниила Хармса, 4 (площадью 500 м2), а также принадлежащее сети здание мини–рынка площадью 1,4 тыс. м2 с земельным участком на ул. Александра Корсунова в Великом Новгороде. Совокупная стартовая цена активов — 140 млн рублей. Помещения будут продавать отдельными лотами. Магазины "Полушка" и "Всенародный" останутся арендаторами до 2027 года и сами будут оплачивать коммунальные расходы.
Читайте также:
Аптеки
Оператор сети магазинов "Полушка" добавит аптек
"Срок окупаемости таких объектов — не более 8 лет для Петербурга и 6 лет для Новгорода", — сообщила "ДП" представитель РАД Юлия Акимова. По ее словам, вырученные от продажи недвижимости средства продавец направит на развитие бизнеса. Сеть "Полушка" на запрос "ДП" не ответила. Но источник, близкий к компании, пояснил, что это часть программы по оптимизации портфеля активов. "Оптимизация идет постоянно. На вырученные средства покупаются объекты под новые магазины", — пояснил источник.
Открыть и закрыть
Сейчас сеть "Полушка" включает 190 универсамов формата "магазин у дома" в столичном регионе и на Северо–Западе. По данным "Инфолайн", выручка холдинга "Продовольственная биржа" в 2015 году составила 20,9 млрд рублей без НДС против 19,9 млрд рублей в 2014 году. По словам генерального директора "Инфолайн-Аналитика" Михаила Бурмистрова, в первом полугодии 2016 года выручка сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 9% и составила 8,7 млрд рублей. Эксперт отмечает, что в первом полугодии было открыто 6 магазинов "Полушка", супермаркет "Лайм", 2 супермаркета "Всенародный", а также 2 супермаркета "Лайм" были ребрендированы в супермаркеты "Всенародный". При этом было закрыто 20 магазинов "Полушка", один "Лайм" и один "Всенародный", в том числе семь из девяти магазинов в столичном регионе и 10 в Петербурге. По словам топ-менеджера сети, были закрыты неэффективные объекты.
"Но это не означает, что ретейлер покидает регион. Компания продолжает поиск подходящих помещений для развития", — цитировали "Ведомости" представителя "Полушки". Согласно данным сайта компании, в этом году "Полушка" планирует открыть 10 магазинов. А в перспективе ретейлер, по его собственным данным, намерен открывать не менее 50 магазинов в год в каждом округе присутствия. Правда, эксперты сомневаются, что эта амбиция реализуется в ближайшее время, поскольку в кризис конкуренция сетей выросла, а покупательский трафик упал. По данным "Петростата", в этом году оборот розничной торговли в Петербурге уменьшился на 1,7%, до 677,2 млрд рублей.
Меньше магазинов
Другие
ретейлеры
также продают помещения в новых экономических условиях. "Это распространенная практика. Банки дают деньги неохотно, а развиваться нужно", — поясняет глава FPB Investment Bank Николай Габышев. В прошлом группа "О’Кей" продала три земельных участка и три гипермаркета своему прямому конкуренту — сети "Лента", чтобы расплатиться по долгам. "Мы вышли из городов, которые не являются приоритетными для долгосрочного развития компании", — сообщал тогда гендиректор ГК "О’Кей" Хейго Кера.
Владелец сети "Метрика" Евгений Лебедев в этом году также вынужден был продать остатки сети (четыре гипермаркета, землю и бизнес–центр), чтобы расплатиться с кредиторами. Сумма сделки не разглашалась, но эксперты оценили ее в 3,2 млрд рублей, что эквивалентно задолженности бизнесмена.
Продавали в последнее время магазины и иностранные компании. Но не из–за долгов, а по причине ослабления рубля (рублевая выручка таких сетей обесценивалась при переводе в валюту). С розничным бизнесом в России прошлой осенью расстался финский ретейлер Stockmann. Площади его универмагов занял франчайзи конкурента — Debenhams. А годом ранее российский рынок покинули магазины компании "Маратекс" польской группы EM&F.