Петербургский производитель авиационных двигателей ОАО "Климов" сокращает инвестиционные расходы на модернизацию почти в 1,5 раза. Из-за девальвации рубля импортное оборудование подорожало почти вдвое, а условия кредитования ужесточились.
Петербургский производитель авиационных двигателей ОАО "Климов" (входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) — 100% дочерней компании ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ") открыл первую очередь своего нового завода в Каменке 20 октября 2014 года. Инвестиции в проект на тот момент составили 6,5 млрд рублей. Но корпорация решила расширить производственные возможности местного завода до 500 двигателей в год, собираемых исключительно из российских комплектующих.
Еще осенью 2014 года предполагалось, что объем инвестиций во вторую очередь проекта составит примерно 5 млрд рублей. Однако обесценение рубля, произошедшее в 2014-2015 годах, привело к резкому удорожанию импортного оборудования. Кредитные ресурсы стали менее доступны. "Корректируем сейчас инвестпроект в меньшую сторону, тяжелее стало с деньгами. Ранее мы оценивали инвестиции в 5 млрд рублей, а теперь будем сокращать", — заявил Александр Ватагин, исполнительный директор ОАО "Климов". По словам Ватагина, после реализации второй очереди инвестпроекта производственные возможности завода достигнут отметки 500 двигателей в год.
Пока завод собирает по заказу Министерства обороны в среднем 30 вертолетных двигателей в месяц — ВК2500 — продукт-кормилец, так называют его сотрудники предприятия. "С начала года мы собрали примерно 200 двигателей из них около половины исключительно из российских комплектующих, а остальные собирали с использованием украинских деталей", — рассказал "ДП" осведомленный сотрудник завода.
Ранее этот двигатель, разработанный "Климовым", серийно собирал украинский производитель "Мотор Сич". А после того, как Россия взяла Крым, верховный главнокомандующий, президент РФ Владимир Путин поставил задачу наладить выпуск вертолетных двигателей без комплектующих с Украины.
"Быстро этого не сделать, — говорит другой сотрудник завода. — К тому же наш двигатель получается дороже. Например, выходной патрубок в Украине делают гидроформовкой, а у нас он сварной, из двух частей, а это значит, что качество ниже, а цена выше. Плюс к этому у нас больше логистических расходов".
Благодаря гособоронзаказу "Климов" энергично наращивает доходы. В 2015 году они увеличились на 54%, до 15,2 млрд рублей. Чистая прибыль завода по итогам года составила 484 млн рублей против 745 млн рублей годом ранее.
Компенсировать инвестиционные расходы руководство "Климова" рассчитывает не только за счет прибыли, но и за счет продажи освобожденного имущественного комплекса в районе станции метро "Лесная" — один участок на Кантемировской улице, 11 (8 га), а другой — на Белоостровской улице, 9 (2 га). Эти участки находятся в залоге у Внешэкономбанка по кредиту на 4 млрд рублей — деньги "Климов" получил для строительства нового завода в Каменке. Руководство компании планирует продать эти участки. "Территория освобождена от производства. Решение по ней будет приниматься "Ростехнологиями", — говорит Александр Ватагин. По его словам, переговоры о продаже земли не ведутся. "Территория переведена в непрофильные активы. Дальше существует регламент по реализации непрофильных активов в "Ростехе", будем им следовать. Наш замысел — реализовать их для погашения кредита, на который была реализована новая площадка", — пояснил Александр Ватагин.