Российские пищевики ищут пути выхода на рынки стран Африки, их привлекает растущая экономика и низкая конкуренция. Африканцы, в свою очередь, ждут недорогую российскую продукцию, которая выигрывает по цене даже у Китая.
В этом году сразу несколько крупных компаний заявили о выходе на рынок Африки. Так, Великолукский комбинат, чье производство расположено в Псковской области, осенью планирует начать поставки готовой продукции в Сенегал. Поставки продукции Великолукского мясокомбината в Африку обсуждались в рамках визита членов правительства Сенегала в Россию. Кроме того, в августе о начале поставок мяса птицы в Египет и Танзанию заявила ГК "Черкизово". До конца года компания рассчитывает экспортировать в Танзанию до 500 т продукции, а в Египет — до 10 тыс. т.
И мясо, и техника
Судя по данным таможенной статистики, объем экспорта из Северо–Запада в страны Африки в первом полугодии 2016 года составил $420,9 млн. Рос объем экспорта в денежном выражении в такие страны Африки, как Кения (на 21%), Южная Африка (на 13%), Марокко (в 5,5 раза). Правда, по сравнению с первым полугодием 2015 года общий объем экспорта сократился на 13,2%. "Экспорт в Африку в 2013 году составлял всего $7,12 млрд, или менее 1,5% всего нашего экспорта. Более 70% поставок идут в северную часть континента, это в основном военная техника и зерно", — говорит Алексей Калачев, эксперт–аналитик АО "Финам". Через Северо–Западное таможенное управление проходят зерно, удобрения, топливо, черные металлы, а также жиры и масла, табак, древесина, бумага и картон.
Российских производителей и ретейлеров Африка привлекает потенциалом и низкой конкуренцией. Так, например, в майском докладе ООН говорится, что по итогам 2016 года рост ВВП Африки может составить 0,4%. Для сравнения: ВВП России за тот же период, по ожиданиям экспертов, сократится на 1,9%. В течение 20 лет почти треть стран Африки к югу от Сахары демонстрируют рост ВВП на уровне 5% ежегодно, и потенциал их догоняющего развития остается колоссальным, подчеркивает Калачев. Неудивительно, что игроки из Петербурга переключают свое внимание на Черный континент.
Распробовали континент
Петербургский бизнесмен и экс–акционер продуктовой сети "Лента" Сергей Ющенко уже 5 лет живет в Гане (Западная Африка), куда уехал строить сеть продуктовых магазинов Yoo! Mart. "Гана — это такой Краснодарский край конца 1990–х с его прилавочно–контейнерно–баульным типом торговли, где еще нет "Магнита", но открылись "О’Кеи" меньшего размера. Только вместо Черного моря побережье Атлантического океана, снега нет, люди чернокожие, и население в 5 раз больше", — обосновывал Сергей Ющенко в интервью РБК свое решение строить бизнес на Черном континенте. Первый магазин в Гане он открыл в ноябре 2014 года, второй — в декабре 2015 года и сейчас заканчивает строительство третьего.
Положительный опыт есть у "Балтики", которая делает поставки в Африку с 2007 года и является единственным российским экспортером пива в этот регион. Поставки идут в Кот д’Ивуар, Буркина–Фасо, Танзанию, Нигерию и другие страны континента. "Африка занимает 10% в объемном выражении от экспортных продаж "Балтики" в страны Дальнего Зарубежья", — говорит Елена Вольгушева, директор по экспортным продажам компании. Преимуществом рынка Африки в компании называют его динамику — это один из самых быстрорастущих пивных рынков в мире.
По словам Сергея Ющенко, российские пищевые компании делают попытки выходить на рынок Ганы, но их цены и качество часто не соответствуют ожиданиям рынка. "Сейчас у нас в магазинах продается безалкогольный напиток "Живчик" украинской компании "Оболонь" и мороженое "Сандра" молдавского производителя Sandriliona. С нами вели переговоры несколько российских производителей мороженого и риса, но их предложения были неконкурентными", — говорит Сергей Ющенко.
Россия не единственная страна, которая "распробовала" экзотический континент, предупреждают эксперты. Традиционно в свои бывшие колонии инвестируют европейские страны, все большую роль на континенте играет Китай, отмечают в "Финам", в 2016 году он объявил о планах инвестировать $60 млрд в Африканский континент.
Новые горизонты
Петербургские производители продуктов питания постоянно пробуют новые для себя рынки. "Петрохолод", который когда–то покупал в Китае замороженные фрукты и овощи, в этом году начал поставлять туда мороженое. КО "Любимый край" везет свое печенье в Китай, Израиль, Грузию, Германию и США. Для работы на зарубежных рынках компания провела исследование и поменяла упаковку своего печенья. Как ранее отмечали в компании, китайцы воспринимают российские продукты как более качественные.
По данным ФТС, экспорт свежей рыбы и икры, сгущенки, муки и других продуктов в прошлом году рос на 20%. Сгущенка пользуется спросом в Корее, Норвегии, Сирии. Мука петербургского производителя "Мельница Кирова" продается в Таиланде, Израиле и все в той же Сирии. А отруби этой же компании — в Южной Корее и Вьетнаме.
“
Сегодня экспорт — стратегически важный для нашей компании канал сбыта. Он разгружает внутренний рынок, позволяет стабилизировать внутренние цены и создает дополнительные возможности для дальнейшего роста отрасли. Нас интересует выход на рынки Ближнего и Среднего Востока, Африки и других регионов, где наш бройлер будет востребован и конкурентоспособен. Прежде всего это мусульманские страны с высоким уровнем потребления птицы и платежеспособным спросом. Специально для экспорта в арабские страны мы разработали бренд Dajajti (My chicken).
Андрей Терехин
руководитель направления экспорта компании "Черкизово"
“
Африканский рынок незрелый, конкуренция на нем низкая, поэтому выходить с инновационным продуктом гораздо легче. Когда рубль рухнул, себестоимость нашей продукции стала даже ниже китайской, экспорт стал выгоднее. Я считаю одним из главных факторов роста экономики России не импортозамещение, а ориентацию на экспорт. Африку вовсю осваивают китайцы, у них есть поддержка государства, так как их политика направлена на завоевание новых рынков сбыта. Хотелось бы, чтобы и российское правительство поддерживало бизнес.
Асхат Курамшин
генеральный директор ООО "Комрат"