С 2017 года пивоваренный завод "Компании ПИТ" в Калининграде прекращает работу из-за плачевной ситуации в отрасли. Это уже 13-й завод, закрытый с 2009 года в России.
Компания "Объединенные пивоварни Хейнекен" объявила о прекращении производства на своем филиале в Калининграде - "Компании ПИТ" - с 1 января 2017 года. Объемы, производимые в Калининграде, будут перераспределены на другие предприятия Heineken, в частности на петербургский "Пивоварня Хайнекен", так как это ближайшее производство компании к Калининграду. При этом часть заводских площадей будет по-прежнему использоваться в качестве складских помещений. После закрытия завода у компании останется семь пивоварен на территории России. Ранее компания уже закрыла два завода в России. Планов по закрытию завода в Петербурге нет, подчеркнули в компании.
Решение об остановке производства на одной из старейших пивоварен в компании называют вынужденной мерой. Производственные мощности калининградской пивоварни, как и множества других предприятий отрасли, были значительно недозагружены. Так, производственная мощность превышала 1 млн гектолитров в год, но при этом предприятие в последние годы было загружено менее чем на 20%. Основная причина - рынок пива сокращается на протяжении последних 8 лет. Сокращение, по экспертным оценкам, превышает 30%. Объем рынка пива, по данным Росстата, в 2015 году составил 782 млн дал.
Heineken не единственный производитель, который решился на такую отчаянную меру. С 2009 года крупные компании закрыли в общей сложности 12 заводов по всей России. Из них пять закрытий приходится на AB Inbev, два — на Heineken, два — на Efes и три — на Carlsberg. Принадлежащая Carlsberg пивоваренная компания "Балтика" в прошлом году закрыла заводы в Челябинске и Красноярске, что привело к сокращению совокупной производственной мощности на 15%. Причиной такого шага компания тоже называла падение рынка.
Основной причиной падения рынка участники рынка считают усиливающееся давление нормативной среды, а именно семикратный рост акциза по сравнению с 2008 годом, запрет малых форм торговли, резкое ограничение рекламы, введение ЕГАИС. Цены на продукцию пивоваров растут, а реальные доходы населения и потребительская уверенность сокращаются, что уже привело к значительному снижению потребления.
Оснований для оптимизма у пивоваров точно нет. Ожидается, что хуже всего на рынок повлияет ограничение на выпуск пива в ПЭТ-таре объемом более 1,5 литра. Несмотря на активные протесты производителей, данная мера вступит в силу с 1 января 2017 года.
Объем продаж пива в России в 1 полугодии, тыс. дал
Источник: данные "Росстат"