Крупные компании давно пользуются факторингом, а средний и малый бизнес только начинает его осваивать. Однако иногда стоимость факторинга для небольших предпринимателей оказывается слишком высокой.
По итогам первого полугодия, согласно данным Ассоциации факторинговых компаний, оборот российского факторинга составил 923 млрд рублей — на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За первые 6 месяцев компании–факторы выплатили 665 млрд рублей финансирования 4 тыс. российских компаний–поставщиков и обработали более 4 млн поставок. Как работает факторинг для малого бизнеса, на каких условиях готовы финансировать дебиторскую задолженность банки и чего недостает в этом продукте предпринимателям, обсудили участники круглого стола "Факторинг", организованного "ДП".
Надежда Аксенова, руководитель по продажам управления развития транзакционного бизнеса Петербургского филиала Альфа–Банка:
Наш регион входит в тройку лидеров на рынке факторинга России. По итогам первого полугодия 2016 года совокупная доля Петербурга и Северо–Западного федерального округа в общем обороте рынка факторинга составила 14%. Первое место занимает Москва и Центральный федеральный округ, где проходит более половины всех сделок. Альфа–Банк по итогам первых 6 месяцев также вошел в тройку лидеров среди факторов города и страны по факторинговому обороту. Под оборотом мы понимаем общий объем уступленных денежных требований банку за отчетный период. Рост на 74% в 2016 году по отношению к аналогичному периоду прошлого года обусловлен растущим спросом на факторинг, в том числе со стороны малого и среднего бизнеса (МСБ).
На конец 2015 года доля клиентов МСБ в общем портфеле факторинга составляла около 50%. Это большая доля, поэтому и банки, и другие компании–факторы продолжают работать над усовершенствованием продукта для клиентов, упрощением процесса получения услуги, в том числе над созданием готовых коробочных решений для компаний сегмента МСБ. Кроме того, на рост спроса повлиял ряд других факторов. В частности, снижение ключевой ставки Центробанком РФ (ЦБ РФ) привело к стабилизации уровня кредитных ставок до более приемлемых для крупных клиентов и клиентов МСБ.
При этом факторинг — более гибкий инструмент по сравнению с классическим кредитованием. Тогда как банки ужесточили условия выдачи ссуд, факторинг для МСБ стал зачастую единственным инструментом финансирования — ведь для него не требуется предоставления залога банку. Одновременно с этим в период кризиса многие ретейлеры стали увеличивать сроки отсрочки платежей, и факторинг прекрасно встроился в эти новые условия рынка, так как поставщикам еще больше стали необходимы оборотные средства. Еще одна причина, способствующая росту спроса на этот продукт, — это продолжающийся переход на электронный документооборот крупнейших ретейлеров и их поставщиков, что, безусловно, способствует развитию электронного факторинга.
Светлана Кислица, директор по развитию малого бизнеса "Сбербанк Факторинг":
Компания "Сбербанк Факторинг" основана в конце 2014 года, поэтому основными задачами 2015 года были создание методологии, развитие бизнес–процессов, а также реализация потребностей в факторинге клиентов сегмента крупного бизнеса.
В 2016 году фокус сместился в сторону тиражирования факторинга на предприятия малого и среднего бизнеса. Наработав достаточный опыт работы с поставщиками данного сегмента московского региона, мы поэтапно начали открывать продажи факторинга в территориальных центрах России. Одним из первых стал Северо–Западный территориальный банк Сбербанка.
Сейчас мы наблюдаем рост обращений со стороны поставщиков во всех регионах. Количество сделок быстро увеличивается. Со всеми клиентами малого и среднего бизнеса наш банк работает через электронный документооборот, за счет чего происходит оптимизация операционных издержек и мы имеем возможность очень быстро принимать решения по сделкам. Что касается новых направлений развития факторинга в Сбербанке, в настоящий момент активно обсуждается возможность применения факторинга в строительной отрасли, прорабатывается направление госфакторинга совместно с Корпорацией МСП, то есть финансирование поставщиков, которые работают по госзаказу в рамках 223 ФЗ. Наша стратегия в работе с малым и средним бизнесом — создать фабрику по факторингу, где предприниматели любой отрасли смогут быстро получить финансирование, предоставив минимальный пакет документов и на стандартных условиях.
Денис Король, начальник управления факторинга департамента МСБ Санкт–Петербургского филиала ПАО "Промсвязьбанк":
В первом полугодии 2016 года мы показали двукратный рост объема финансирования по факторингу по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Предприятия малого и среднего бизнеса начинают понимать, что дебиторская задолженность — это актив, который можно с помощью факторинга превратить в деньги.
Крупные компании давно и успешно используют факторинг, а для небольших компаний это пока в новинку. Внимание банков–факторов к малому и среднему бизнесу связано с тем, что возможности сегмента корпоративного бизнеса практически исчерпали себя, этот рынок поделен между крупными банками и есть риск конфликта интересов, связанный с другими классическими кредитными продуктами.
При этом, безусловно, к малому бизнесу нужен совсем другой подход, совсем другая технология рассмотрения заявок, более быстрая и эффективная. При оценке потенциального клиента наш банк всегда анализирует не только заемщика, но и покупателя, историю их взаимоотношений.
Что касается финансовых условий, то ставка по факторинговому финансированию в 2016 году снижалась вслед за снижением ключевой ставки Центробанком. Но с учетом того, что в целом рентабельность бизнеса из года в год снижается, компании хотят видеть более выгодные условия: делая комплексные акцентированные предложения, мы всегда находим компромисс с заинтересованными клиентами. В целом ставки по факторингу у нас соответствуют уровню ставок по кредитным продуктам при классическом кредитовании.
Сергей Исаченко, руководитель регионального центра "Открытие Факторинг":
"Открытие Факторинг" — это новый проект группы "Открытие", который был запущен весной 2016 года. Малый бизнес чаще всего ограничен в доступе к банковским кредитам, или ему недостаточно этих средств. Выход из положения для таких клиентов — это использовать факторинг.
Мы предлагаем клиентам малого и среднего бизнеса digital–факторинг. Это высокотехнологичный онлайн–сервис для финансирования поставок крупным покупателям на условиях отсрочки платежа. Digital–факторинг подразумевает дистанционный, полностью электронный документооборот, никаких документов на бумажном носителе, все онлайн от и до через личный кабинет, к которому есть доступ у фактора, поставщика и покупателя, все общение ведется в чате или по телефону.
У небольших предпринимателей при работе с дебиторской задолженностью ограничен человеческий и/или информационный ресурс, а мы удовлетворяем эту потребность за счет функционала личного кабинета, предоставляя полноценный инструмент для контроля и аналитики денежных потоков предприятия. Кроме того, компании–факторы помогают бизнесу дисциплинировать контрагентов в вопросе платы за поставленную продукцию. Сейчас мы готовы финансировать поставки или услуги контрагентам, входящим в топ–500 компаний России.
За первое полугодие 2016 года объем выручки розничного звена Петербурга упал лишь на 2% относительно первого полугодия 2015 года.
А впереди еще IV квартал, который, по традиции, для факторов самый результативный — обороты вырастут существенно. Я думаю, 2016 год покажет в целом рост рынка факторинга на 10–15%, в том числе и в сегменте малого бизнеса.
На сегодняшний день корреляция между ключевой ставкой ЦБ РФ и ставкой по договору факторинга наблюдается, но на нее также влияют такие индикаторы, как способ и объем фондирования фактора, спрос со стороны потенциальных клиентов, условия других игроков рынка и т. д.
У нас диапазон ставок для малого бизнеса зависит от объема привлекаемого клиентом финансирования, платежной дисциплины покупателя и типа договора факторинга (регресс или без регресса). Диапазон на сегодня составляет 17–27% годовых.
Юрий Лебединский, финансовый директор "ИНДИД–ПРОЕКТ":
Наша компания относится к среднему бизнесу, и нам факторинг интересен как альтернатива кредиту, в случаях когда дополнительное финансирование необходимо получить в сжатые сроки. Плюс этого инструмента — в отсутствии необходимости залога. Но в последний раз, когда мы хотели воспользоваться факторингом, нам озвучили ставку в 22%. И с точки зрения бизнеса, когда рентабельность предприятия находится в пределах 10–15%, эта ставка за гранью добра и зла. Представители банков говорят о привязке к ключевой ставке, но, на мой взгляд, ее просто нет. При этом наша компания кредитуется под 15% годовых.
Я понимаю, факторинг — это беззалоговый, а значит — рискованный для компаний–факторов продукт. И компании, и банки, определяя условия, закладывают стандартный набор гипотетических рисков, вероятность которых под большим вопросом. На мой взгляд, необходим более индивидуальный подход. У нашей организации, например, безупречная кредитная история, мы работаем по госзаказу, и наши заказчики — крупные и известные компании. Нужно отходить от шаблонного мышления при оценке стоимости факторинга. У каждого предпринимателя, особенно работающего по госзаказу, есть свои нюансы в бизнесе, он работает с разными заказчиками, которых также можно оценивать. Все же есть разница между задолженностью в виде коммерческих поставок товаров и выручкой, которая придет от госзаказчика.
Когда банки рассматривают и определяют ставку по факторингу, нужно отталкиваться от рентабельности бизнеса клиента. Никто не говорит, что банк или компания–фактор должны кредитовать под процент ниже ставки привлечения финансирования, но условия факторинга должны быть сопоставимы со ставкой привлечения и с кредитной ставкой — на уровне 15–17%. Кроме того, бизнесу не хватает информации о факторинге, о видах этого продукта.