Сеть магазинов "Улыбка радуги" планирует за два года занять лидирующие позиции в Москве

Автор фото: Антон Ваганов

Сеть магазинов по продаже косметики и бытовой химии "Улыбка радуги" планирует к 2018 году занять лидирующие позиции в Москве. Слишком быстрая экспансия может подкосить ретейлера, предостерегают эксперты.

По словам генерального директора сети "Улыбка радуги" Алексея Баулина, к 2018 году компания намерена стать лидером рынка в сегменте дрогери (магазины косметики и хозтоваров у дома) в Москве. В Петербурге ретейлер лидирует с 2011 года. По оценке Nielsen, доля "Улыбки радуги" в Петербурге в сегменте "дрогери и парфюмерия" превышает 40%, в сегменте "косметика и парфюмерия" (с учетом гипер– и супермаркетов) — чуть более 19%. "В Москве наша доля пока ничтожно мала. При этом в Москве нет своего лидера, там как таковых сетей дрогери нет", — отмечает Алексей Баулин.
"Улыбка радуги" принадлежит Дмитрию Костыгину и Августу Мейеру, совладельцам "Юлмарта" и "Оптоклуба "Ряды". В прошлом году выручка "Улыбки радуги" составила около 15 млрд рублей, в этом году в компании ожидают роста выручки до 17,5 млрд рублей.

С прицелом на центр

В этом году "Улыбка радуги" намерена открыть около 70 магазинов, большую часть — в приоритетном для компании Центральном федеральном округе (ЦФО). В 2015 году компания открыла около 100 магазинов. Кстати, ранее Дмитрий Костыгин не исключал покупки небольших локальных сетей дрогери в Москве.
В Петербурге у ретейлера 123 магазина, он активно осваивает спальные районы, конкурируя с сетями "Подружка" (16 магазинов), "Спектр" (62), "Магнит–Косметик" (12 магазинов в Петербурге и 35 в Ленобласти). В ЦФО сеть "Улыбка радуги" насчитывает только 52 магазина, из них 17 в столице.
В первом полугодии 2016 года рынок косметики и парфюмерии в России вырос на 30% в деньгах, до 400 млрд рублей, но сократился на 12% в натуральном выражении, то есть за счет роста цен потребители стали тратить больше, а покупать в штуках меньше.
Поэтому помимо экспансии в Москве "Улыбка радуги" намерена увеличить в ассортименте долю экономичных товаров под частными торговыми марками. Сейчас на долю продаж таких товаров приходится 53% общего оборота сети. "Мы бы не отказались от 70%", — говорит представитель компании.

Под наблюдением

Рынок Центрального округа привлекает участников своим размером. Объем розничных продаж только парфюмерно–косметических изделий в ЦФО — около 150 млрд рублей, на Северо–Западе — 50 млрд рублей.
Андрей Мельников, гендиректор сети "Спектр", говорит, что на следующий год рассматривает для развития Москву и Екатеринбург: "Выбрали именно эти города после анализа среднего дохода, логистических возможностей, а также количества сетей на жителей города. Москва — неоднозначный рынок, есть примеры, когда сети уходят оттуда. Но, по нашим ощущениям, конкуренция более жесткая в Петербурге, где мы соперничаем не только с сетями дрогери, но и с гипермаркетами".
У экспертов амбициозные планы "Улыбки радуги" вызывают скепсис. В Москве в этом сегменте активно развиваются сети "Подружка" и "Элизэ", говорит Наталья Озерная, заместитель руководителя отдела стрит–ретейла компании JLL в Москве. Кроме того, она напоминает про локального игрока "Мосхозторг", который очень агрессивно развивался в прошлом году и занял самые хорошие места в центре (площади от 250 м2). Кроме того, за развитием сетей дрогери внимательно следят крупные сети парфюмерно–косметических магазинов — "Л’Этуаль", "Иль де Ботэ", несмотря на различия в формате.
"Чтобы стать лидером среди сетей дрогери в столице, с учетом темпов роста "Магнит–Косметик" "Улыбке радуги" нужно открыть не менее 120 магазинов", — говорит Михаил Бурмистров, генеральный директор "INFOLine–Аналитика". Но в таком случае объем инвестиций в проект превысит 2 млрд рублей за 2 года, что приведет к масштабному увеличению долговой нагрузки сети и чревато низкой эффективностью части вновь открываемых объектов, отмечает он. При этом, по мнению Михаила Бурмистрова, у "Улыбки радуги" нет опыта быстрого органического роста (40–50 объектов в год) на рынках Москвы и Московской области.